“Общественный сектор проделал большую работу, но его нельзя рассматривать независимо от процессов, которые происходят в странах и во всем мире”, — заявила в ходе обсуждения в Медиацентре, основатель общественной организации Democracy Today Гюльнара Шагинян.
По ее словам, необходимо учитывать факторы, которые существуют в Азербайджане и уточнила: “Международные организации и посольства в Азербайджане не сообщали в своих странах, что в Азербайджане укрепляется авторитаризм, что страна становится все более милитаризованной, что враждебность становится политической программой. В обсуждениях это не упоминалось. Сообщения об Азербайджане были расплывчатыми”. По ее убеждению, все это привело к тому, что общественный сектор в Азербайджане в целом способствовал тому, что он находился в довольно плохом состоянии, из страны уехали думающие люди, не согласные с режимом Ильхама Алиева. По словам Гюльнары Шагинян, этот процесс продолжается: “Молчание или знак равенства продолжается”.
Она отметила важность среды, в которой говорится о мире, и заявила: “Сейчас мир находится в очень плохой ситуации, посмотрите призывы. Даже призывы ООН объединиться в борьбе с COVID-19, так называемым биологическим оружием, не были приняты миром. Мир не видел в этом новой опасности, все начали сражаться по отдельности. Была даже конкуренция за вакцину. У ОБСЕ по-прежнему нет руководства. Посмотрите на состояние ЕС после Брексита”.
По словам Гюльнары Шагинян, Арцах является хорошей моделью для мира в плане гибкости, настойчивости, демократических ценностей, примером тому послужили недавние выборы. По ее словам, мир не защищает нас, потому что он занят своими междоусобицами, а по строительство мира – это необходимость усиления защиты прав людей, проживающих в непризнанных регионах.
Говоря о заявлениях и политике, проводимой Азербайджаном, Гюльнара Шагинян отметила: “Если Ильхам Алиев говорит, что это моя земля, и он проводит там этническую чистку, международное сообщество должно все это увидеть. Конечно, плохо, что Армения, Турция и Азербайджан не являются членами Международного Суда, они не являются участниками многих конвенций, но все эти преступления против человечности совершаются на таком высоком уровне, что суд по-своему принимает эти дела. Так много фактов”.
Наталья Мартиросян, председатель армянского комитета Хельсинкской гражданской ассамблеи, отметила, что речь идет в основном о «верхнем слое» мира, и напомнила: “Можно констатировать, что под соглашением о прекращении огня 1994 года было три подписи. В то время нам казалось, что это была гарантия того, что восприятие ценности мира было отражено в этом прекращении огня, соглашении о прекращении огня. К сожалению, такого развития не произошло”.
Говоря о программах миростроительства, она отметила, что они всегда действовали так, чтобы не ставить под угрозу безопасность своих коллег. Она удивлена призывами сопредседателей МГ ОБСЕ к лидерам двух стран придать новый импульс этим процессам, подготовить общества к миру. По этому поводу она заметила: “Я не понимаю, какое содержание они в нем вкладывают, если такой диалог не только запрещен в нашей соседней стране, в государстве, в обществе, но и является табу. Так как ты готовишься?”. По ее словам, принять решение о войне намного проще, чем строить мир, потому что миролюбивая работа требует воли, силы и доверия со стороны вашего общества. “Люди в нашей стране доверяют властям. Я не знаю, доверяет ли азербайджанский народ своим властям в настоящий момент. Результаты войны покажут, есть ли доверие”.
По ее словам, до того, как мир не поймет, что это не только наша проблема, это не локальный конфликт, а большая геополитическая опасность, эта война не прекратится. Здесь нужны прагматичные решения.
Она напомнила, что после соглашения о прекращении огня 1994 года были составлены и объявлены возможные программы миростроительства: “На 40-й день подписания перемирия в 1994 году мы организовали встречу. Азербайджанские женщины пересекли границу Иджевана, там было особое место, женщины встречались, а я, переходя границу с соответствующими органами, встретила группу молодых людей. Те встречи освещались. Даже молодые люди подготовили письмо с обращением, которое опубликовали в прессе. Были даже встречи представителей местных властей, которые создали поле для общих интересов и контактов. Тогда это была гораздо более простая среда. Казалось, что мы находимся на пути к правильным идеям мира, но именно неразумный подход наших международных партнеров и крупных организаций привел к этой ситуации. Оказалось, что эти организации поддерживают милитаристские, максималистские идеи, распространяемые азербайджанскими властями, подавляя ячейки, готовые к общению. Мы даже работали с молодыми женщинами, жителями приграничных населенных пунктов, они, к сожалению, развалились, и мы определенно имеем путь к военному решению со стороны Азербайджана. Теперь задача всех нас – остановить этот ужас войны днем и часом раньше”.