Я говорил об этом кратко, не вдаваясь в подробности. Сейчас я так же не могу говорить очень глубоко, потому что это очень большая проблема, очень многослойная. По сути, речь идет о принятии решений: как в тоталитарных (или полу-), так и демократических [странах].
Принятие решений – это сложный процесс, он существенно зависит — даже предопределяет системы — процедуры, которые создаются, — обслуживают сам процесс принятия решений. По большому счету, система управления — это система принятия решений. Эффективность решения и достоверность, чаще всего, зависит от системы принятия решения и процесса.
Наше общество было исключено из процесса принятия решений (из системы управления на разных уровнях) как минимум на 20 лет в результате внедрения и развития тоталитарной системы, только “лояльные” были вовлечены в этот процесс. В результате мы потеряли рациональное понимание процессов системы принятия решений, что фактически привело к проблеме национальной безопасности.
Следствием этого процесса является то, что политическая система была разрушена, поле, которое должно было дать начало рациональному, значимому коллективному управлению, принятию решений и глубокому и содержательному пониманию ответственности за них. Если хотите, это одно из последствий, когда обязанность и желание принять решение, взять на себя ответственность были заменены коррумпированной системой с безответственным желанием брать взятки (это касается как выборов, так и должностных лиц, начиная с самых простых решений, таких как разрешения на строительство и заканчивая самыми сложными решениями).
В 2018 г. когда люди обрели способность формировать свою власть своей волей, силой, это не означало, что нынешний процесс управления стал ясным и глубоко понятным. Примеров тому множество (начиная с ожидания решения всех проблем одним решением, заканчивая требованием отставки за неправильное решение без углубления, анализа и т. д.).
Фактически, мы остались или пришли в состояние, когда вместо развития нашей способности эффективно и рационально управлять жизнью нашего государства мы полагаемся на спасителей, мы перестаем анализировать проблемы, оценивать их и действовать соответственно. Особенно хочу подчеркнуть, что крайне важно не только “видеть, кричать” об “общей и полной” ответственности и вина лиц, принимающих решения, но и понимать вопрос эффективность всех участников и управляющих лиц, вовлеченных в процесс управления (принятие решений). Если этот потенциал не используется или не может быть использован критически важной частью общества, будет невозможно обеспечить эффективность на любом уровне управления, поскольку будет невозможно действовать и установить такую демократическую систему правления.
Мы должны восстановить нашу способность заниматься политикой ․․․
Речь идет вовсе не о коллективной ответственности (или безответственности), это азбука развития способности всесторонне, точно оценивать, анализировать и находить эффективные решения проблем и вопросов.
Мой отец говорил, что каждый человек должен уметь признать свои грехи и быть готовым взять на себя грехи других, а серьезные лидеры берут на себя грехи людей.
Однако я считаю, что здесь чрезвычайно важны готовность и смелость людей, вовлеченных в круг “лидера” или в правительственную цепочку.
По этому поводу сегодняшнее заявление Оника Гаспаряна заслуживает высокой оценки, это выражение воли, мужества, высокой сознательности и честности.
Тигран Егорян, юрист, адвокат