“Что я должен был сделать?”, — так премьер-министр отвечает на обвинения оппозиции в том, что он не должен был подписывать “бумагу о капитуляции”. Пашинян прав в том смысле, что в ночь с 9 на 10 ноября ему ничего не оставалось, как подписать трехстороннее заявление. Остальные слухи, на мой взгляд, нереалистичны. Проблема, я думаю, в том, что правительство могло не доводить развитие до этой точки ни за 45 дней, ни за 2,5 года.
Конечно, это не тема одной статьи. Однако я хотел бы напомнить вам выступление Премьер-министра и предложить задуматься над горькой правдой, которая, однако, полезнее хвастовства. Речь идет о речи, произнесенной 12 марта этого года в Вайке. Поводом, напомню, стала кампания «да». Правительство инициировало целый референдум, чтобы Грайр Товмасян, который ему не нравился, не стал председателем Конституционного суда. Теперь, думаю, ясно. что сосредотачиваться на таком четвертом вопросе и тратить на него столько времени и ресурсов, мягко говоря, неразумно.
Но это конкретное выступление не имело отношения ни к Конституционному суду, ни к Товмасяну, содержание выступления, можно сказать, было геополитическим: “Что случилось с вашей дипломатией? Сколько людей с заграничными паспортами вы видели, Вы облизывали обувь, без самолюбия. И трагедия в том, что вы облизывали обувь от нашего имени. Но мы не облизываем обувь, это вы облизываете. Вы облизывали и будете лизать. Вы по-прежнему бегаете, облизывая столько обуви, сколько видите в Европе и Москве”, — сказал премьер.
Я оставляю в стороне способы выражения, это вопрос воспитания, и я предлагаю вопрос: “Европа” не заинтересована в этой “духовой дипломатии”, как мы видим, мы им не интересны, а интересны “Москве”?
Еще одна цитата из того же выступления: “Высшие должностные лица страны, находящиеся под непосредственным командованием премьер-министра, облизывали туфли иностранцев тут и там за спиной премьер-министра, и именно из-за этого облизывания я давая им по шеям уволил, и поступил правильно”. Из контекста видно, что адресатом этого параграфа был Артур Ванецян, человек, которого Пашинян назначил главой СНБ и присвоил ему звание генерал-майора. В данном случае я сомневаюсь, что речь идет о “европах”.
А теперь сравним все это с оценками российских политологов и, главное, военных экспертов. Один из них, сочувствующий нам Евгений Крутиков, еще 27 октября писал о наших поражениях в войне: “В течение прошлого года связь армянских военных с Москвой была прервана, все связи в сфере разведки между двумя странами были прерваны, и это произошло по инициативе руководства Армении. За время правления Никола Пашиняна сменились три начальника разведки, и мы не знаем ни одного из них, и они были назначены по чисто политическим причинам”.
Я бы хотел, чтобы это было ложью. Я бы хотел, что бы мы сами собой были могущественной страной в мире; в политическом, экономическом, военном отношении. Но время иллюзий и хвастовства прошло.