Ilur.am․ Большей лжи, чем софизм о «заднем уме армянина», никогда не существовало, в обратном случае после трагедии 1915-го и потери исторической родины армянский народ не подвергся бы новым трагедиям. К несчастью, даже происходящие после последнего бедствия события и также сопровождающие их реакции показывают, что мы обречены на болезнь неизбавления от мифа «заднего ума армянина».
Достаточно проследить, какое публичное слово звучит как в Армении, так и в Диаспоре. Как николовцы, так и их противники, даже после этого бедствия, не отказываются от их айдатовской, ни-пяди-земельной бравады, еще раз доказывая, что поговорка «задний ум армянина» — не только сумасбродство, но и неизлечимая болезнь.
Нашему поколению дано быть свидетелем ряда примеров проявления «заднего ума» со стороны зрелых наций. Я говорил об этом еще в 2007г в одном из моих выступлений, поэтому во избежание повторения считаю достаточным процитировать следующее:
«Многие народы и государства при разных обстоятельствах и по разным причинам оказывались перед национальной катастрофой. Армяне и евреи подверглись геноциду. Германия и Япония, потерпев сокрушительное поражение, были разрушены до основания. Османская Турция, Британия и Россия потеряли свои мощнейшие империи. Каждая из них считает свою трагедию уникальной: как выразился Толстой, «счастливые похожи друг на друга, несчастливые несчастливы по-своему». Однако, почти все пережившие национальную трагедию народы и государства эту трагедию превратили в фактор не отчаяния и неполноценности, а исцеления и мощи.
Они нашли в себе силу не только для исцеления своих ран, освобождения от исторических комплексов, но и достижения возрождения и причисления к ряду наиболее жизнеспособных и процветающих государств. Что нам мешает, чтобы вместо продолжающейся скорби, недовольства миром и вымаливания справедливости, следовать примеру этих наций? Пока не преодолеем комплекс жертвы, пока не освободимся от комплексов прошлого, пока не взглянем на будущее — мы не сможем стать современной и жизнеспособной нацией. Единственным средством преодоления этой психологии является благоустройство и усиление страны Армении, страны, которая сегодня находится в лапах гиен. История является источником гордости, но исторический груз — нежелательными путами» (Л.Тер-Петросян, Возвращение, Ереван, 2009, стр 116-117).
Выражение «задний ум армянина» может иметь смысл лишь после усвоения этой истины.
Где было, чтобы у армянина был хотя бы задний ум?
Левон Тер-Петросян, первый президент Армении