Цепь неудач должна быть остановлена
Это неописуемо сложно для человека, который около 20 лет следит за процессом урегулирования карабахского конфликта, следит за каждым событием на эту тему, за всеми армяно-азербайджанскими переговорами и встречами, анализировал варианты урегулирования, принципы, анализировал сноски к заявлениям дипломатов и, в целом, архивировал все в хронологии, на 44-й день масштабной войны внезапно увидеть унизительный для Арцаха и Армении текст, под которым стоит подпись премьер-министра РА.
Без преувеличения, это личная трагедия для меня, и я целую неделю сознательно избегала ссылаться на позорный документ от 10 ноября, чтобы мои оценки не были сделаны в достаточно жесткой атмосфере и не усугубляли и без того напряженную атмосферу в нашей стране и горе всего нашего скорбящего народа. Потребовалась неделя, чтобы немного собраться, сосредоточиться.
Подписанный 10 ноября документ — не договор, а заявление. Можно ли его отменить? Нет, нельзя. Вернее, это было бы возможно только в том случае, если бы при определенных условиях Россия и Турция решили его отменить.
А теперь Пашинян должен понять, что опасно говорить: “Мы можем порвать эту бумагу, выбросить ее, но…”. Уже без второй части предложения азербайджанские журналисты манипулируют этим заявлением, задавая вопросы российским официальным лицам, прося их дать комментарии, представляя Армению как “страну, разрывающую документ, подписанный Путиным”. Было бы желательно, чтобы правительство государства Армения не доводило до такой ситуации, чтобы у него была бы возможность произнести хотя бы одну фразу 10 ноября. Эта фраза наверняка возникнет в сознании любого армянина: “Я не могу подписать такое унизительное заявление, потому что оно не будет принято в моей стране и в Арцахе”.
Официальный Баку неоднократно отвергал несколько версий карабахского урегулирования, которые уже проработаны на десятки страниц, и хотя подписанный 10 ноября документ не является полной версией урегулирования/соглашения, будет дополнительной болью осознать, что представитель правительства Армении не имел возможности произнести эту одну фразу.
Кроме того, заявление подписала Армения, но помимо 7 регионов переговоры по которым армянская сторона ведет уже около 26 лет, чтобы получить взамен адекватные уступки с азербайджанской стороны, Азербайджану, за просто так, были подарены еще и Шуши и Гадрут.
Николу Пашиняну хватило двух с половиной лет, чтобы ознакомиться с историей карабахского урегулирования, ознакомиться с опубликованными до сих пор вариантами урегулирования и освоить нюансы всего процесса урегулирования (правда, когда он еще был редактором газеты “Айкакан жаманак” в его газете было опубликовано достаточно статей на эту тему, и их хватило, так сказать, для усвоения материала). На самом деле, мало кто знает тему карабахского урегулирования в Армении: Это бывшие президенты Армении и еще несколько фигур, и если бы по каким-то причинам были трудности в общении с бывшими лидерами, то хотя бы попросить совета у бывшего президента Арцаха Аркадия Гукасяна, регулярно встречаться и обсуждать с ним, спрашивать не было бы для Пашиняна более постыдным, чем то, что мы получили за два с половиной года.
Заявление от 10 ноября уже нельзя отменить не только потому, что оно рассмешит даже униженную армянскую сторону, но его последствия могут быть более серьезными, чем 44-дневная война. Так что все, кто выносит суждения о возможности отмены этого заявления, просто спекулируют, иногда понимая, что последствия будут разрушительными для государства Армения, и те, кто искренне хотел бы, так сказать, отозвать подпись Армении под заявлением, обычные граждане нашей страны, которые верят в чудеса. Ни одна из оппозиционных сил не критикует Россию за это заявление, прекрасно зная, кто является соавтором этого заявления. Итак, давайте запишем, Никол Пашинян, безусловно, подписал и несет ответственность за позорное заявление для Арцаха и Армении. Отметим также, что политические силы избегают критики главного автора российского плана, и этим все сказано, более того, в соответствии с тезисами последних дней российской пропагандистской машины мы также справедливо констатируем, что Россия спасла Арцах и Армению, остановила войну. Это, конечно, неоспоримый факт, даже во время войны мы упоминали, что единственная страна, которая может остановить боевые действия, — это Россия.
До 10 ноября в Москве и Анкаре было принято политическое решение. Если хотите, можно сказать и так: в Арцахе было 44-дневная войны, но Россия и Турция победили. Российский план по Карабаху уже действует, еще и с худшими “дополнениями” — потерей Шуши и Гадрута. Однако не исключено, что “пополнение” не было запланировано Москвой и ей пришлось остановить войну, почувствовав аппетит к дальнейшему “прогрессу” Турции. Но следует также отметить, что борьба между Россией и Турцией за Южный Кавказ еще не окончена, несмотря на то, что в результате войны Москва и Анкара усилили свое влияние в нашем регионе. Борьба за наш регион между Россией и Турцией будет продолжаться, поэтому мы должны работать так, чтобы стратегические союзнические отношения Армения-Россия действительно стали таковыми на благо армянского народа, иначе мы потеряем все.
Если армянская политическая и правящая элита будет следить за выступлениями в Интернете изгнанных из Азербайджана оппозиционеров, они заметят, что они также жестко критикуют Алиева за подписание заявления от 10 ноября, они считают себя обманутыми, потому что “они не получили весь Карабах, Степанакерт…”. По их словам: “Россия их обманула, потому что теперь Москва говорит, что статус Нагорного Карабаха должен быть уточнен”, а “российские миротворцы появились в Нагорном Карабахе, следовательно, Россия является владельцем дома”. Звучат обвинения в сторону Алиева.
Как бы то ни было, сегодня у нас сложилась ситуация, которую Алиев требовал годами: “Вы сдадите территории, после чего мы будем вести переговоры”. Не раскрывая скобок, можно сказать, что армянской стороне предстоит еще много работы даже в этой унизительной ситуации. Необходимо очень быстро и серьезно организовать подготовку к достаточно сложному этапу карабахского урегулирования, переговорному процессу. Есть огромные проблемы с Россией, которые необходимо решить.
Но как?… Жалко констатировать, что государство Армения не участвует в процессе принятия решений. Ужасно заметить, что Россия и Турция, вероятно, вели больше дискуссий на разных этапах 44-дневной войны, чем власти Армении с российскими властями за два с половиной года. Сегодня Россия и Турция продолжают переговоры, обсуждают вопросы, связанные с миротворческой миссией в Арцахе, территориальные, другие вопросы сохранения церквей, а государство Армения не существует, оно отсутствует.
Парламент не работает даже после такого удара по государству, правящее большинство “укрывается” одну неделю, вместо этого активно работают правоохранители, ежедневно приглашая оппозиционеров в СНБ, и освобождая их.
В Армении внутриполитический кризис, это, кажется, ни для кого не секрет. Война еще не окончена, Армении нужны серьезные организационные ресурсы, видение и конкретная работа в этом направлении. В этой ситуации необходимы срочные, но мудрые решения. Разделять общество и накалять напряженную атмосферу день ото дня, увеличивать дозу ненависти между разделенными армиями не только недопустимо, но и разрушительно. В политической сфере существует, мягко говоря, сильное недоверие к оппозиции. В нашей стране не осталось авторитетов, таких ярких интеллектуалов, не принадлежащих ни к какому политическому течению, минутное выступление которых способно успокоить атмосферу, отрезвить все наше общество и предотвратить возможный хаос в нашей стране.
Правительство не должно допускать хаоса или способствовать гражданской войне. Даже в самых сложных ситуациях есть способы найти выход. Но этот первый шаг должно быть сделано правительством, потому что оно несет ответственность за то, чтобы не разрушить государство и избежать потрясений.
Никол Пашинян рано или поздно должен принять решение: он уже подписал катастрофический документ, череду неудач надо остановить.
П.С. Мой отец, умерший в 2010 году, однажды утром прочитал мою очередную статью на карабахскую тему в газете «Жаманак» и внезапно сказал мне, что я напрасно сосредоточилась на карабахском урегулировании и что постоянно об этом пишут. Когда я с удивлением спросила, почему? Его ответ был у меня в голове каждый день в течение 44 дней этой войны. Он ответил: “У карабахского конфликта нет решения. Ни одна из сторон не примирится с вариантом, предложенным ей путем мирных переговоров, или с тем, что она получила в результате войны, и однажды, когда вы это поймете, это будет очень болезненно для вас”. Я сразу же возразила, но мы выиграли навязанную нам войну, мы навязали мир Азербайджану, мы заставим это и мирными переговорами, а он возразил мне: “Однажды и нас заставят признать поражение”. Я чувствую эту боль сегодня, но и я знаю, что теперь уже наша очередь не смириться, не довольствоваться.
Эмма ГАБРИЕЛЯН