Между строк послания Путина
Президент России Владимир Путин дал интервью телеканалу Россия 24 через неделю после подписания трехстороннего заявления Армения-Россия-Азербайджан. С учетом того, что Путин решил всесторонне рассмотреть вопрос в течение 36 минут, следует сделать вывод, что ситуация вокруг Нагорного Карабаха достаточно сложная, и президент России уже видит необходимость защищать подписанный документ.
Во-первых, из междустрочия интервью становится ясно, что другие страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ, Франция и США, выразили недовольство Путиным из-за проведения отдельных переговоров с Турцией, более того, подготовкой и подписанием документа 9 ноября. Путин слегка намекнул, что документ был составлен в тот день в результате его многочисленных телефонных звонков и что “были необходимы быстрые решения”, даже пытаясь оправдаться, говорил, что не было времени для дискуссий с другими странами в таких сложных обстоятельствах.
Интервью Путина в целом было жестом демонстрации интересов Армении и учета этих интересов со стороны России, что, в свою очередь, указывает на то, что Франция и Соединенные Штаты имеют оговорки по поводу подписанного документа и не видят гарантии безопасности армян Нагорного Карабаха.
Кстати, этот тезис вчера начала тиражировать российская пропагандистская машина: «Как только Россия прекратила войну в Карабахе, привела туда миротворцев, чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие, Запад проснулся, они уже требуют от нас разъяснений». Это также показывает, что Москва в наши дни находится под серьезным давлением со стороны Запада.
Вдобавок ко всему, именно активность Турции вызывает дополнительную озабоченность, особенно для Франции. 17 ноября парламент Турции удовлетворил просьбу президента Турции о вводе турецких войск в Азербайджан. Напомним, что была достигнута российско-турецкая договоренность о «создании совместного центра на азербайджанских территориях для поддержания режима прекращения огня». Фактически, Турция и Россия будут следить вместе. Организация этого процесса, по сути, будет осуществляться без согласия Минской группы ОБСЕ. Вероятно, это причина того, что и Россия, и Турция быстро легализовали правовую основу своего присутствия в Нагорном Карабахе через свои парламенты.
Оказывается, усиление влияния Турции отчасти связано с трехсторонним заявлением, инициированным Россией, и это неприемлемо, по крайней мере, для Франции.
Примечательно, что и президент России, и замглавы МИД России вчера говорили о статусе Нагорного Карабаха, еще раз отметив, что в трехстороннем документе он не упоминается, а значит, в будущем должен быть уточнен.
Это еще один сигнал о том, что Минская группа ОБСЕ продолжит работу, и Запад призвал Россию не только не забывать об этом, но и четко заявить, что статус Нагорного Карабаха не определен, хотя президент Азербайджана уже заявил, что Он сам решил проблему войной. Разумеется, нет необходимости больше обсуждать статусный вопрос. Теперь на уровне Путина, подписавшего трехсторонний документ, было сказано, что вопрос статуса открыт, это вопрос, который предстоит решить в будущем.
Кстати, примечательно, что Путин несколько раз замечал, что Армения также не признает Нагорный Карабах: «Признать Карабах в качестве независимого государства или нет, можно оценивать по-разному, но это, несомненно, был существенный фактор, в том числе, во время только что, надеюсь, завершившегося кровавого конфликта. Факт непризнания Карабаха, в том числе Арменией, наложил существенный отпечаток на ход событий и их восприятие». Путин не случайно пошел в этом направлении: «Надо говорить прямо. Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии в то время, когда бывшее криминальное руководство Грузии атаковало наших миротворцев в Южной Осетии. Мы признали справедливую волю жителей Крыма и их желание воссоединиться с Россией. Кому-то это может понравиться, кому-то — нет, но мы сделали это в интересах людей, которые там живут, и в интересах всей России».
Это сообщение уже адресовано Турции и Азербайджану. Путин, конечно, не случайно проводил параллелей с Южной Осетией и Абхазией. Фактически, с указанным выше намеком Путин предупредил, что в случае нападения на российских миротворцев в Нагорном Карабахе Россия может даже признать Нагорный Карабах. Сейчас это кажется совершенно невероятным, но мы должны отметить, что с 27 сентября, когда разразилась война, главной целью российской государственной пропагандистской машины было: “Семь азербайджанских регионов должны быть возвращены Азербайджану, но Арцах был армянским на протяжении веков. Карабах находился под властью России. Какое отношение имеет сегодняшний Азербайджан к Карабаху?…”. Кроме того, представляя распад СССР как “самую большую ошибку”, те, кто продвигает основные тезисы российской пропагандистской машины, не скрывают требования восстановления могущественной России с бывшими республиками. Так что примечательны в этом отношении междустрочия заявлений Путина.
Путин сделал тонкие замечания, чтобы не обидеть президента Турции, когда он сказал, что Турция никогда не скрывала своей поддержки Азербайджану в вопросе Карабаха, но был еще один интересный намек: “это геополитические последствия распада СССР”. Нравится ли Москве, что сегодня на территории бывшего Советского Союза начали развеваться турецкие флаги? Недавно в Интернете появились кадры демонстрации, посвященной “приходу” Турции в Азербайджан, во время которой протестующие кричали: “Турция пришла, Путин, уходи”.
Идея президента России о том, что «присутствие турецких войск на линии соприкосновения в Нагорном Карабахе является провокацией», говорит о многом: «Зачем провоцировать армянскую сторону присутствием турецких военнослужащих на линии соприкосновения? Думаю, президент Эрдоган это хорошо понимал. Здесь у нас не было никаких проблем». Активность турецких миротворцев в Нагорном Карабахе, особенно нестабильность по наущению Турции, будет означать провал трехстороннего документа, инициированный Эрдоганом, который Россия может счесть ударом со спины.
Сообщение уже пришло и сюда в Армению: «Отказ Армении от договоренностей будет самоубийством и большой ошибкой». Представляя трехсторонний документ как результат собственных усилий и большого достижения, Путин также счел необходимым своим заявлением немного разочаровать армянских оппозиционеров, требующих отставки Пашиняна: «В состоянии войны страна не может позволить себе вести себя так, чтобы общество было разделено изнутри. Это недопустимо и опасно», — потом добавил: «Называть Пашиняна предателем нет никаких оснований. Другое дело, правильно он поступил или нет, но обвинения в измене безосновательны».
Хотя в течение двух с половиной лет российское телевидение говорило о холодности армяно-российских отношений, Путин даже здесь внес «коррективы»: «Я всегда открыто говорил, что не приемлю решение проблем на улице. Но на моих отношениях с Пашиняном это никак не отразилось. У нас очень позитивные, надежные и конструктивные отношения. Не скрываю, что у меня тоже были хорошие отношения с бывшими властями Армении. Кроме того, это вопрос не только руководства, но и отношений между народами. Армянский и русский народы всегда имели и сохраняют дружеские отношения».
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
18.11.2020г