Заселят ли Эрдоган и Алиев переданные Азербайджану территории сирийскими наемниками?
Переговоры о совместном российско-турецком центре мониторинга в Азербайджане начались сразу после трехстороннего заявления от 10 ноября, российская делегация даже вылетела в Анкару по этому вопросу, но после двухдневных дискуссий российско-турецкие переговоры были приостановлены без окончательного решения. 11 ноября министр обороны России подписал меморандум со своим турецким коллегой об участии турецких войск в работе центра.
Напомним, что парламент Турции очень быстро принял решение о предоставлении турецким военным право служить в Азербайджане.
Создается впечатление, что Россия и Турция пытались прийти к компромиссу по поводу деятельности совместного российско-турецкого мониторингового центра. На днях министр обороны России доложил Владимиру Путину, что Москва и Анкара в ближайшее время завершат переговоры о местонахождении совместного центра наблюдения за прекращением огня в Карабахе и вопросах, которые предстоит реализовать. Шойгу лишь отметил, что цель этого российско-турецкого сотрудничества — гарантировать стабильность и способствовать урегулированию карабахского конфликта: “Решение о создании совместного центра позволит вести надежный мониторинг и наблюдение за режимом прекращения огня, а также создаст прочную основу для урегулирования этого затяжного конфликта”.
Известно, что центр будет расположен на территории Азербайджана, однако точное место пока не известно. Согласно распространенной информации, он будет собирать информацию о прекращении огня, а также о выполнении других договоренностей, достигнутых 10 ноября, фиксировать возможные нарушения на основе мониторинга, беспилотников, а также на основе данных из других источников. Более того, недавно Интерфакс сообщил, что российско-турецкий центр не только зафиксирует нарушения, но и расследует связанные с ними жалобы. По сути, это положение, изложенное в пятом пункте трехсторонней декларации о прекращении огня, которая предусматривала создание центра мониторинга для наблюдения за выполнением достигнутых договоренностей.
Отметим, что заявление подписали Армения, Россия и Азербайджан, но Россия и Турция намерены отслеживать соответствующее положение этого заявления. Напомним, что в течение многих лет Азербайджан отклонял требование посредников об использовании механизмов мониторинга на границе, но теперь, конечно, участие Турции сделало эту идею полностью приемлемой для нее, более того, удовлетворив официальный Баку: постоянный спрос, что “Турция также должна принять участие в процессе карабахского урегулирования”. Из Турции уже ходят слухи, что турецкие военные въедут в Азербайджан на год.
21 ноября министр национальной обороны Турции Хулуси Акар заявил, что все готово для размещения турецких войск в Азербайджане: “Мы завершили все подготовительные работы. Согласно решению парламента, турецкие военные в ближайшее время приступят к службе в Азербайджане”. А на следующий день официальный представитель НТВ Ибрагим Калын заявил, что переговоры о создании совместного российско-турецкого центра наблюдения за прекращением огня в Нагорном Карабахе продолжаются: “Первый этап диалога окончен. Российская сторона осведомлена о подходах Анкары. МИД участвует в переговорах, так же и Представители Минобороны и турецких спецслужб. В ближайшие дни место расположения центра и принципы его деятельности будут уточнены. Также будет уточнено, кто за что отвечает. Так или иначе, турецкие военные будут представлены в этом центре, действующем в Карабахе”. Турецкий чиновник также посчитал нужным добавить: “Ни НАТО, ни ЕС не смогли выступить с реалистичным предложением по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта. Вместо этого, Анкаре и Москве удалось договориться об урегулировании 30-летнего конфликта”.
Примечательно, что в тот же день после вышеупомянутого заявления турецкой стороны, позднее, 22 ноября, Путин был вынужден дать дополнительные разъяснения относительно авторов трехстороннего заявления, отметив, что их трое: Россия, Армения и Азербайджан.
Таким образом, по словам министра обороны Турции, все готово для того, чтобы турецкие военные отправились в Азербайджан. Но здесь возникает большой вопрос: почему официальная Анкара так хочет, чтобы турецкие военные контролировали Азербайджан, почему они так спешат, и кто будет действовать от имени турецких военных на территориях, возвращенных Азербайджану? Может быть, наемники-террористы, которых перебросили в Азербайджан?
Российские военные журналисты со вчерашнего дня строят предположения, что наемники, переданные в Азербайджан через Турцию, не только останутся в Азербайджане, но и будут переведены на территории, возвращенные Азербайджану, и их количество может увеличиться. Вчера Sky News Arabia сообщила, что Турция, отправившая сотни сирийских наемников воевать на линии фронта в Карабахе, теперь якобы отправляет их семьи жить в эти районы в качестве “депортированных”.
Это будет ужасный процесс, если эта версия подтвердится и станет реальностью. Неясно, принимало ли государство Армения вообще какое-либо участие в создании российско-турецкого мониторингового центра. Очевидно, что государство Армения вообще не присутствует в переговорах Россия-Турция-Азербайджан по вышеупомянутому вопросу, никаких комментариев по этому поводу не было, официальный Ереван, вероятно, даже не интересуется этим вопросом. Отмечается, что официальному Еревану просто преподносят уже принятые решения. Более того, это большой вопрос, способно ли нынешнее правительство Армении вносить предложения, выдвигать требования или отвергать существующие условия для обеспечения безопасности Арцаха, когда существует большая опасность заполнения территорий, возвращенных Азербайджану, террористами.
Примечательно в этом процессе, кому Путин доверил службу командующего российскими миротворческими силами в Нагорном Карабахе. 11 ноября, в тот же день, когда министр обороны России и его турецкий коллега подписали меморандум об участии турецких войск в центре наблюдения, генерал-лейтенант Рустам Мурадов, уроженец села Чинар в Дагестане, две войны, где он участвовал и где он получил две медали за проявленную храбрость, был назначен командующим российских миротворческих сил в Нагорном Карабахе. В 2012 году получил звание генерал-майора. В 2018 году был назначен заместителем командующего войсками Южного военного округа.
Напомним, назначение Мурадова вызвало ажиотаж в азербайджанских интернет-дискуссиях, а в армянском интернете заговорили о том, что он по национальности азербайджанец. Мурадову пришлось внести уточнение, отметив, что он родился в Дагестане, он уроженец Табасарана, не имеет никакого отношения к соседней стране, и добавил: “Я гражданин России, военнослужащий ВС РФ. Я генерал, я офицер, и для меня законы Российской Федерации, в частности, все приказы и указы Главнокомандующего Вооруженными Силами России, министра обороны и моего начальства являются необходимыми приказами, которые необходимо выполнять. Как офицер, у меня нет национальности, я выполняю свои задачи”.
2016 г. Мурадов был представителем России в Совместном российско-украинском центре управления прекращением огня на Донбассе. Отрывок из биографии Мурадова более чем интересен. Воевал в Сирии, участвовал в боевых действиях по освобождению Дер Зора и Пальмиры. 2017 г. Рустам Мурадов служил военным советником в Сирии, возглавляемый российскими войсками в Дер-Зоре, и на своей службе в Сирии, и президентом России Владимиром Путиным в 2017 году 28 декабря ему было присвоено звание Героя России. Мурадов в 2019 году 12 января был назначен заместителем командующего войсками Южного военного округа ВС РФ, а в 2020 году получил звание генерал-лейтенанта.
Выбор Путина поручить Мурадову службу командующего российскими миротворческими силами в Нагорном Карабахе определенно не случаен. Мурадов помог правительственным силам в Сирии освободить новые территории от исламистов. Напомним, в 2017 г. в сентябре сирийские правительственные силы объявили, что они прорвали поддерживаемые Россией позиции боевиков Исламского государства и сняли трехлетнюю осаду Дер Зора, а Дер Зор был одним из последних и самых важных оплотов террористического «Исламского государства» в Сирии, освобождение которого правительственные силы посчитали имеющим решающее значение в борьбе с терроризмом. Три года назад, 6 сентября, президент России Владимир Путин поздравил Асада с успешным завершением операции, назвав победу “стратегической”.
Путин, по сути, доверил службу командующего российскими миротворческими силами в Арцахе человеку, который вел боевые действия по освобождению Сирии от террористической группировки “Исламское государство”. Это означает, что президент России не исключает возможности его возникновения и в Нагорном Карабахе, потому что сирийские наемники, переброшенные из Турции в Азербайджан для борьбы с Арцахом, не исчезли из Азербайджана, а если они находятся в Азербайджане, значит, они представляют реальную угрозу: не только для региона, но и для миролюбивого имиджа Путина, в частности, если они попытаются спровоцировать провокации и сорвать договоренности, достигнутые 9 ноября.
Эмма ГАБРИЕЛЯН