Голос Америки. В субботу аятолла Али Хаменеи, верховный лидер Ирана призвал «решительно наказать» тех, кто несет ответственность за смерть Мохсена Фахризаде.
По мнению некоторых аналитиков, гибель Фахризаде, второе в этом году убийство высокопоставленного иранского военного деятеля, подчеркивает неспособность Тегерана защищать ключевых должностных лиц от угроз, которые исходят от противников режима.
Израиль, главный подозреваемый в убийстве нескольких иранских ученых, участвовавших в ядерной программе страны, случившемся 10 лет назад, еще не комментировал убийство Мохсена Фахризаде.
Власти Ирана сообщили, что 59-летний Фахризаде был убит в городе Абсард, находящемся примерно в 90 км к востоку от Тегерана, в результате вооруженного нападения на его автомобиль. Ответственность за убийство пока никто на себя не взял. Фахризаде возглавлял Организацию оборонных инноваций и исследований министерства обороны Ирана (SPND). Ранее он возглавлял секретную программу создания ядерного оружия, которую Иран начал реализовывать еще в конце 1980-х годов и якобы отказался от нее, по данным Международного агентства по атомной энергии ООН, в 2003 году.
Президент Ирана Хасан Рухани обвинил в убийстве Фахризаде Израиль.
«И снова зловещие руки Глобальных Амбиций и сионистских наемников были запятнаны кровью сына иранского народа», — заявил Рухани на заседании кабинета министров, которое показали на государственных телеканалах. Рухани имел в виду, что за убийством ядерщика стоят США и Израиль.
Убийство Фахризаде произошло почти через 11 месяцев после того, как в результате авиаудара с использованием американского беспилотника был убит главный иранский военачальник Касем Сулеймани. Его убийство произошло в Багдаде 3 января. В Вашингтоне этот удар назвали оборонительной операцией по защите американских военнослужащих за рубежом от Сулеймани, который возглавлял Корпус стражей исламской революции — силы «Кудс». Эта военизированная группировка зарегистрирована в США в качестве иностранной террористической организации.
В интервью Персидской службе «Голоса Америки» профессор Томас Джуно, специалист по вопросам безопасности на Ближнем Востоке, сказал, что убийства Фахризаде и Сулеймани демонстрируют серьезные сбои в обеспечении безопасности влиятельных фигур со стороны иранского руководства.
«Вы должны предположить, что оба (убитых) находились под очень серьезной защитой иранского режима», — сказал Джуно.
Он сказал, что убийства также подчеркивают относительную силу противников Ирана.
«Кто бы ни был ответственен за убийство Фахризаде, они проявили высокий уровень мастерства, проведя операцию в пригороде столицы днем и на улице, когда он предположительно находился под защитой, — говорит Джуно, — Что касается убийства Сулеймани, то оно стало результатом того, что США потратили огромное количество… ресурсов, чтобы следить за ним и подслушивать его разговоры, чтобы знать, чем он занимается».
Власти Ирана почти сразу обвинили в убийстве Фахризаде Израиль и пригрозили суровым возмездием.
Израиль, за уничтожение которого Тегеран давно ратует, воздержался от комментариев. Еврейское государство и его главный союзник, Соединенные Штаты, не исключают применения крайних мер, пытаясь не допустить того, чтобы в руках Тегерана не оказалось ядерное оружие. С 2010 по 2012 в Иране были убиты четверо экспертов по разработке ядерного оружия, таким образом Фахризаде стал уже пятым иранским ядерщиком, убитым за последние 10 лет. Иран обвинил во всех этих убийствах Израиль, в то время как в Иерусалиме не подтвердили, но и не отрицали свою причастность к этим смертям.
Эрик Брюэр, аналитик Центра стратегических и международных исследований, сказал в интервью «Голосу Америки», что у Ирана давно сложилась плохая репутация в плане защиты безопасности своих ученых-ядерщиков.
Он также отметил неспособность Ирана остановить израильскую операцию по похищению ядерных архивных материалов с иранского хранилища в начале 2018 года. Иран оспорил подлинность похищенных материалов, но сотрудники американской разведки проверили документы и сочли их подлинными.
Израиль заявил, что полученные материалы свидетельствуют о том, что Фахризаде и SPND в последние годы продолжали тайную работу над ядерным оружием.
«С точки зрения Ирана, они должны быть обеспокоены секретностью своих усилий и своей способностью защитить (ученых), осуществляющих эту работу», — сказал Брюэр.