Когда меня спрашивают, кого я вижу следующим премьер-министром нашей страны, я отвечаю однозначно: Армения – парламентская страна, премьер-министр избирается парламентом. Поэтому пусть депутаты задумаются над этим вопросом. Когда будут досрочные или очередные выборы, я, как и сотни тысяч граждан Армении, буду выражать свою позицию голосованием, отдавая предпочтение той или иной политической силе. Мне возражают: “Значит, вы доверяете судьбу страны парламенту такого качества?”. Отвечаю: “Я этого не делаю, это сделали 9 декабря 2018 года 884864 гражданина, 70,42% проголосовавших за альянс “Мой шаг””. Эти люди несут ответственность за качество нынешнего парламента и, следовательно, премьер-министра. Национальное собрание – единственный конституционный орган, который избирает премьер-министра и формирует правительство; правительства, сформированные другими способами, называемыми “национальным спасением” или иначе, будут незаконными.
Но я предлагаю вам подумать, почему у нас премьер-министр, правительство и Национальное собрание печального качества. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомним, как формировалось правительство в Армении в середине 1990-х годов. Есть два варианта. Либо нынешнее правительство воспроизводится циничным, аморальным и незаконным образом, либо популист, не имеющий представления о государственном управлении, внутренней и внешней политике, легально приходит к власти, ведя страну и народ к катастрофической трагедии. В обоих случаях парламентское большинство фактически назначается первым лицом, а большинство депутатов – случайные, абсолютно некомпетентные люди, полностью зависимые от этого человека.
Оба варианта явно плохи и вызывают серьезные сомнения в том, применимо ли в Армении то, что мы привыкли называть “демократией”, “выборами”, “парламентом” в их классическом понимании. Как известно, этот вопрос возникает не только в Армении, но и во многих других странах, даже в США. Естественно, что об этом желательно говорить политологам. Но у меня есть гипотеза, которую нужно проверить. Я думаю, что 884864 растерянных гражданина (многие из которых, даже перед лицом этой национальной трагедии, продолжают заявлять о своей ошибке) не уступают рядовым гражданам Франции или Германии, их восприятие жизни, их кругозор, их фобии и предрассудки примерно одинаковы.
Я полагаю, что в Армении, в отличие от развитых стран, не сформирована элита (в том числе и военная, что в нашем случае очень важно), которая будет вести наше общество. Любое представление о более или менее грамотном человеке, независимо от того, правильное оно или неправильное, подвергается массовой атаке в Facebook – армянами или, если хотите, Погоса – армянами. Автор идеи дискредитируется, говоря современным языком, подвергаются “буллингу”.
Таким образом, демократия при всех ее недостатках не имеет альтернативы, власть должна формироваться путем честных выборов. Но демократия имеет смысл только в том случае, если в обществе есть влиятельная элита. Пока его нет, нас ждут два вышеупомянутых, одинаково опасных варианта.