Обмен колкостями на встрече министров иностранных дел затмил доклад о том, как альянсу адаптироваться к 2030 году. Турция много лет находится в ожесточенном противостоянии с союзниками и зарекомендовала себя самым агрессивным членом НАТО, одновременно доказав, что способна добиваться своих целей силой. Об этом говорится в статье Дэвида Гершенхорна (David Hershenhorn), Нектарии Стамули (Nektaria Stamouli), Рим Момтаз (Rym Momtaz) в американском издании Politico.
Статью в переводе на русский опубликовало издание Иносми.Ру.
На виртуальной встрече министров иностранных дел стран НАТО во вторник уходящий в отставку госсекретарь США Майк Помпео раскритиковал Турцию, обвинив Анкару в том, что она разжигает напряженность в отношениях с союзниками в Средиземном море и сделала Кремлю подарок, приобретя зенитную систему российского производства.
В ответ министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу обвинил Помпео в том, что он звонил европейским союзникам и убеждал их объединиться против Турции, что он не раздумывая встал на сторону Греции в региональных конфликтах и отказался продавать Анкаре американские ракетные системы «Патриот» (Patriot).
Еще Чавушоглу обвинил США в поддержке курдских «террористических организаций» в Сирии, где Турция борется с «Исламским государством» (запрещенная в цивилизованных странах террористическая организация, — Ред), и подчеркнул, что США и Франция усугубили конфликт в Нагорном Карабахе, поддержав Армению. В итоге Азербайджан одержал верх при военной поддержке Турции.
Новый доклад, подготовленный внешней группой экспертов, был заказан после того, как президент Франции Эммануэль Макрон в прошлом году пожаловался на конфликты между союзниками, включая Турцию, заявив, что альянс переживает «смерть мозга». Доклад призывает союзников «взять на себя обязательство соблюдать кодекс примерного поведения» и «рассмотреть возможность создания Центра передового опыта в области демократической устойчивости для оказания поддержки отдельным союзникам».
Некоторые из союзников поддержали Помпео и выступили против Турции. Так, министр иностранных дел Франции Жан-Ив Ле Дриан осудил поведение Анкары, заявив, что сплоченность альянса будет невозможна, если Турция возьмет обыкновение копировать агрессивный интервенционизм России.
К концу встречи стало ясно, что среди 30 членов альянса Турция осталась практически в изоляции. Повторный призыв Чавушоглу к НАТО принять участие в гражданской войне в Ливии союзники отклонили, обвинив Турцию в обострении конфликта отправкой оружия и наемников в поддержку правительства национального согласия в Триполи.
Когда Чавушоглу обвинил Помпео и США в максималистской позиции по конфликтам в Восточном Средиземноморье в пользу Греции, греческий министр иностранных дел Никос Дендиас парировал, что если позиция Греции «максималистская», то и международное право тоже.
Турция уже много лет находится в ожесточенном противостоянии с другими союзниками и зарекомендовала себя самым агрессивным в военном отношении членом НАТО, одновременно доказав, что способна добиваться своих целей силой.
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган играл роль третейского судьи не только в Ливии, но и в Сирии, где они с президентом России Владимиром Путиным выработали решение, сохранившее власть Башару Асаду. Наиболее существенно то, что Турция помогла Азербайджану одержать победу в длящемся три десятилетия конфликте с Арменией из-за Нагорного Карабаха, где Баку вернул себе огромные территории.
По словам дипломатов НАТО, Чавушоглу высказал неоднозначное мнение о Германии, одновременно похвалив Берлин за его роль «честного посредника» в попытках урегулировать конфликты в Средиземноморье, но обвинив немцев в «пиратстве» в связи с инцидентом, когда немецкие военно-морские силы перехватили и поднялись на борт турецкого корабля, подозреваемого в торговле оружием. Германия действовала в рамках миссии по контролю над вооружениями под руководством ЕС.
На последующей пресс-конференции генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг обошел стороной вопрос о перепалке Помпео и Чавушоглу, вместо этого отметив, что ослабить напряжение между Афинами и Анкарой помог «механизм разрешения конфликтов» НАТО.
«Мы увидели, как механизм разрешения конфликтов помог снизить риск инцидентов и несчастных случаев», — сказал Столтенберг. Но при этом добавил, что «основной проблемы это не решает».
По его словам, это будет зависеть от посреднических усилий под руководством Германии и «политической воли Греции и Турции».
Фото — Иносми.Ру