В рамках проекта “Фемин” Aravot.am побеседовал с художницей, миниатюристом Лусине Азатян
Ее особенно вдохновляют витиеватые шрифты средневековых армянских рукописей. Лусине говорит, что давно специализируется на миниатюрной живописи, а также учит детей рисованию. Она говорит, что темы исходят из энтузиазма, во многих случаях также из настроения, и в целом близко к ее сердцу армянской миниатюрой. “Разные художники обращались к одной и той же теме. У каждого государства исторической Армении был свой стиль работы, как по цвету, построению, так и по обилию изображений. Я изучаю и пытаюсь заниматься своим, пытаясь понять, чем хотели заниматься средневековые художники”, — говорит наша собеседнца, у которой есть работы на разные темы, в том числе и духовные.
Лусине Азатян говорит, что при копировании известных работ она прилагает больше усилий, чтобы сохранить точность 99,9% как с точки зрения цвета, так и с точки зрения конструкции и симметрии: “Это забирает физическую энергию, вместо этого дает духовную энергию, вы также получаете знания в своей профессии”.
Лусине говорит, что у нее пока нет работ о сокровищах Арцаха, но не исключено, что подобные работы появятся в ближайшее время. “Я изучаю архитектурный декор и хочу использовать его в образе миниатюрного шатра”, — говорит наша собеседница.
Мы спросили, когда она находится в тяжелом душевном состоянии, обращается ли он к созиданию, чтобы примириться, специалист по миниатюре ответила, что в таких случаях она предпочитает не творить: “Я точно не могу передать положительные эмоции своей работе в тяжелом душевном состоянии. Сколько бы вы ни копировали, все равно вы в первую очередь вкладываете себя в работу, поэтому я всегда избегала, я пытался занять себя чем-то другим; читать, слушать музыку, если мое душевное состояние не такое”. Лусине говорит, что, сочиняя, она любит слушать Комитаса или произведения западноевропейских композиторов.
Художница-миниатюристка считает себя человеком оптимистичным. Говорит: “Каким бы серым все ни было, я сохраняю оптимизм. Я учу детей рисовать тени, говорю, смотрите, в тени много света, так и в жизни, вы должны это замечать, полагаться на этот свет. Нет никакой черной тени”.
Говоря о своих учениках, Лусине говорит: “При творении цвет исходит из ребенка, из самых активных детей выходят самые невероятные цвета, которые они могут получить, смешивая. Меня часто спрашивают, почему один цвет совпадает с другим … В цветах всегда есть отражение, например, два человека сидят вместе, и им есть о чем поговорить, так же и цвета, у них всегда есть отражение. Дети задают вопросы именно об отражении цветов”.
Говоря об успехе, Лусине Азатян говорит, что успех — это результат работы и правильных человеческих отношений, и она считает себя успешным человеком: ”Я считаю себя успешной, прежде всего, в достижениях моей семьи и детей, я считаю себя успешной, что смогла вырастить хороших граждан, людей, подходящих для общества, и я также считаю успешным то, что меня ждут мои уроки”.
Также говорили о преодолении депрессии и депрессии после войны. Своим примером она постаралась вселить оптимизм в каждого: «Со мной случилось и плохое. Когда я говорила об этом с одним из священнослужителей, я плакала, а он сказал, что эмоции не достигают небес, нужно снова найти себя, продолжать творить, жить. И этот совет стал моим девизом в самых сложных ситуациях.
Конечно, у нас были невосполнимые потери, есть болезненные реалии, но все-таки ты сегодня проснулся, жизнь продолжается … Надо смотреть детям в глаза и понимать, что они ждут сказку, чудо, мы должны сделать для них больше, чем раньше и не затуманивайте радость ни одному ребенку «.
Фотографии предоставлены Лусине Азатян