Россия и Турция продолжают активно обсуждать нагорно-карабахский конфликт. У сторон тоже есть разногласия. Непонятно, какую позицию займет администрация Байдена.
Армянская служба Голоса Америки. У Вашингтона много вопросов о прекращении огня при посредничестве России и роли Турции в нагорно-карабахском конфликте, заявил недавно заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Филип Рикер, подчеркнув обеспокоенность США по поводу боеприпасов, которые Турция предоставляет иностранным боевикам в зоне нагорно-карабахского конфликта.
Аналитик Майкл Рубин подчеркивает, что трехстороннее заявление — это прекращение огня, а не мирное соглашение, детали которого должны быть определены путем переговоров. По словам эксперта, обеспечение коридора, соединяющего Нахичевань с Азербайджаном, особенно проблематично, что вызывает множество вопросов, в том числе контроль коридора и другие вопросы. Это также проблематично в контексте турецко-российских отношений.
“Президент России Владимир Путин обеспокоен утверждением турок на Южном Кавказе. Это не в интересах России. Турция остается членом НАТО. Я не исключаю, что русские могут быть вовлечены в гораздо более широкий конфликт. И в таком случае это действительно опасный сценарий, когда Россия находится в конфликте с членом НАТО”, — сказал он.
Помощник президента Турции Ибрагим Кали недавно подчеркнул, что Анкара не согласна с позицией Москвы в отношении подхода Армении к нагорно-карабахскому конфликту. По его словам, западные державы должны рассматривать военное присутствие Турции в Азербайджане как достижение.
“Если они поднимут вопрос о том, будут ли там русские в ближайшие пять плюс пять лет, предлагаю вам вспомнить эту историю. Русские там уже более 100 лет. Если они действительно обеспокоены российским военным присутствием, они могут попросить правительство Армении положить конец российским военным базам в Армении”, — сказал он.
Карабах в настоящее время в значительной степени находится под контролем России, говорит аналитик Фонда Карнеги за международный мир Том де Ваал в интервью Азатутюн радиостанции. По мнению аналитика, это имеет стратегическое значение для Москвы, которое Россия не хочет терять.
Сегодня нагорно-карабахский конфликт остается в центре российско-турецкого диалога. По данным МИД России, в телефонном разговоре между министрами иностранных дел России и Турции 10 декабря стороны подчеркнули необходимость усиления режима прекращения огня в Нагорном Карабахе и координации усилий двух стран по дальнейшей стабилизации ситуации на Южном Кавказе.
Однако, по словам Майкла Рубина, нынешняя ситуация в регионе представляет угрозу суверенитету как Армении, так и Азербайджана, учитывая российско-турецкое военное присутствие.
“Алиев может говорить о победе, но он в значительной степени утратил суверенитет Азербайджана. В то же время, особенно среди армянской оппозиции, есть подходы, что если есть угрозы безопасности из-за Турции и Азербайджана, то, возможно, можно достичь безопасности путем установления более тесных отношений с Россией, даже за счет суверенитета Армении!” — говорит Рубин.
В этой связи он подчеркивает участие США в регионе. По его словам, Вашингтон извлек уроки из игнорирования проблем в регионе при Трампе и Обаме, но подходы новой администрации к этим вопросам до сих пор неясны. Готово ли правительство Байдена предпринять шаги, чтобы сделать выговор Турции и России в рамках Минской группы? Не слишком ли поздно эти шаги? Будет ли новая администрация США заинтересована в проблемах региона, учитывая множество внутренних и внешних вызовов, с которыми сталкиваются Соединенные Штаты? По словам Рубина, многие другие подобные вопросы остаются неопределенными.
Фото — Голос Америки