Мегри — это не географический район, это не клочок земли отечества. Мегри – дверь твоего дома, армянин. Мегри – это дрожжи вашего хлеба. И когда вы отдаете Мегри незнакомцу, вы закрываете дверь своего дома на себя. Не знаю; изнутри, не знаю; снаружи, а вы вешаете ключ на грудь. Сколько ключей было от 1915 года? Сколькие порастерялись? Сколько осталось? А двери открыты.… В доме армян нет. Я не знаю турка-мурка, я не знаю войны-шмойны, мира-шмира, мы придумали предлог, мы остались в тылу, чтобы не признаться: до и после 1915г, и теперь – мы не были собственниками, мы не были, мы не станем собственниками в нашем доме. Мы боимся своей силы. Мы обучены силе других. Мы прекрасные подданные, мы умные исполнители, мы – открытия в руках других.
Армянин, теперь ты кто-то другой. Ты твой другой.
И ничего такого, что с самого начала, старая привычка, страх, недоверие, я не знаю, зачем ты ищешь в себе врага, находишь и радуешься тому, что есть виновник. Ничего, но пусть это пройдет быстро. Не верь ты этому, у тебя есть способ, у тебя есть дом, у тебя есть сын. Не верь, что враг сильнее. Это твой страх, твоя боль, твоя глупость усиливают твоего врага.
А теперь Мегри. Я говорил, говорю; Мегри важнее любой территории, даже Карабаха.
Мегри со своими камнями делает эту страну приводящую сильнейших мира к своим дверям. И отдать сегодня Мегри, даже получить за него морской путь – ложь. Большая, глобальная ложь. Во-первых, не дадут, есть тысяча и один способов не дать. Карабах – доказательство того, что землю ручкой не берут. Не дадут. Если дадут – хуже. Поскольку их много, они сегодня сильнее нас. Дадут, придут и съедят нас. По их количеству. Со своей экономикой. На свои деньги. В их собственном сознании. В их интересах.
Предупреждаю, история заканчивается следами.
Наша история не должна заканчиваться на наших следах.
Если вы отдадите Мегри, вы смешаете бензин со своей кровью, который не отравит, а взорвет ваш череп. Предупреждаю, что однажды Мегри взорвется прямо в центре Еревана.
Встряхните с себя мертвую историю веков, не умирайте в своих домах. Похороните мертвых своей души. Эта страна не ваша, вы приходите и уходите, ваша – сохранить сердце этой страны. Сердце. Я вас не понимаю: Я вас боюсь, вы пойдете и повесите ключи от своего мегринского дома на шею своих детей, будете плакать, пить тост и умереть от тоски, но не возьметесь за оружие.
Я вас боюсь, вы смешаете яд с мирой.
Вазген Саргсян
Август 1999 г.
Дом-музей Вазгена Саргсяна