Вчера в парламенте многие депутаты правящей фракции “Мой шаг” давно обсуждают какие-то вопросы в кабинете лидера фракции Лилит Макунц. Присутствовали председатель комиссии по внешним связям НС Рубен Рубинян, заместитель председателя Ованнес Игитян, член комиссии Микаел Золян, председатель комиссии по государственно-правовым вопросам Владимир Варданян, председатель комиссии по здравоохранению и социальным вопросам Нарек Зейналян, заместитель председателя НС Лена Назарян. В кабинет руководителя фракции постоянно входили и уходили разные депутаты из блока “Мой шаг”.
После обсуждения Aravot.am спросил у Ованнеса Игитяна, почему накалились страсти, ведь перед тем, как войти в офис Лилит Макунц, у него состоялся довольно жаркий разговор с Нареком Зейналяном и Владимиром Варданяном. Ованнес Игитян заверил, что в этом нет ничего экстраординарного, и обсуждение было одной из процедур комиссии по вопросам внешней политики, которая важна для Армении на данном этапе. Мы поинтересовались, не беспокоят ли их события, происходящие на улицах, поскольку часть общества во главе с “Движением за спасение отечества” окружила здание правительства. Ованнес Игитян ответил вопросом на вопрос: “Есть ли выход из этой ситуации, будь то на улице или на площадках, который нужно обсуждать вместе? Я не вижу программу, я вижу только один слоган – “Никол, уходи!”.
Ованнес Игитян ответил на наш вопрос о приеме, который был дан Никола Пашиняну вчера в Сюнике: “Я сейчас занимаюсь другим и придаю этому большее значение, чем призыв любого народа или политика… Я думаю, что сейчас Армения, как государство и любой человек, и диаспора, объединенные армяне – должны найти все точки, которые объединяют нацию, за которую надо стать кулаком и бить. Однозначно, что “Никол, уходи” — это не общая точка”. Мы заметили, что как минимум Никол Пашинян получил отказ в Сюнике: “Это неважно, в Сюнике я не знаю. Я говорю, что идея “Никол, уходи” не объединяет армян мира. И, что самое главное, он не дает базовой концепции на международных площадках, которые создадут новые гарантии безопасности для Карабаха и Армении. Например, в ООН сейчас обсуждают вопрос об Армении. Какие вопросы вы хотите записать в этой формуле? Давайте подумаем об этом. Другими словами, я не вижу в политическом поле идеи, которая должна быть включена в резолюцию ООН”.
На этот вопрос духовные лидеры армян, Католикос Всех Армян и Католикос Великого Дома Киликийского требуют отставки Никола Пашиняна, что является уникальным в нашей реальности. Ованнес Игитян на вопрос о том, не являются ли национальным консенсусом структуры, включая Армянский всеобщий благотворительный союз, которые стояли на стороне государства с первого дня независимости Армении, ответил: “Я считаю это манипуляцией, демагогией. Другими словами, как вы думаете, есть ли единство в этом вопросе в диаспоре? Или, если сейчас этим займется диаспора, будут ли решены вопросы Армении и Арцаха? Если так, то это самый простой вопрос”.
Мы спросили, почему Никол Пашинян не уходит в таком случае, Ованнес Игитян ответил: “Я не знаю, почему он не уходит, я не обсуждал этот вопрос. Теперь мы зря теряем время. Мир обсуждает нашу проблему больше, чем мы здесь. Мир ждет сообщений из Армении”.
Для нашего собеседника в вопросах Арцаха и Армении личность главы государства менее важна, чем дипломатическая концепция.
Подробности в видеоматериале:
Он уверяет, что единства вокруг личности главы государства не будет. В ходе мониторинга, всего два года назад, было единство вокруг “Сделай шаг, отвергни Сержа”, наш собеседник возразил, что тогда было единство по поводу коррумпированной системы, устранения фальсификаций на выборах.
По оценкам Ованнеса Игитяна, например, во внутриполитической неразберихе мы игнорируем поднятый Россией вопрос, который считается гарантией ее миротворческой миссии в Нагорном Карабахе, существование джихадистов и наемников в Арцахе, считая это дестабилизирующим фактором. Игитян предлагает сделать его вопросом номер один в единой концепции мировых армян. Вторая — это негативная позиция около 17 стран и организаций по турецкому фактору в вопросе НКР, которую даже охарактеризовали как деструктивную, несправедливую и бесчеловечную.
В-третьих, имел ли право Азербайджан, используя фактор Турции и джихадистов, осуществить военную агрессию против Арцаха, считая, что он решил проблему и так далее? На замечание о том, что мир молчал во время войны, Ованнес Игитян отвечает, что он не молчал, а был занят коронавирусом, своими делами, и мы не смогли поднять вопрос до такого уровня, чтобы “мир сказал, что армян снова убивают”.
“Мы не проиграли войну. Произошла несправедливость. Мы бы считали себя проигравшими в войне, если бы война не велась в нарушение международного права с применением соразмерной силы. Но против нас выступило вдвое больше Азербайджана, Турции с 80-миллионным населением, с армией НАТО и технологиями. Налогоплательщики в странах-членах НАТО заплатили Турции за использование технологий, необходимых для борьбы с терроризмом, это использовалось против армян. Когда я смотря в глаза говорю об этом со своими коллегами по НАТО, им стыдно, и этот фактор приводит к тому, что любая страна или регион осуждают Турцию. Я хочу, чтобы мы взяли эти тезисы и вместе двигались вперед”, — сказал Ованнес Игитян.
Мы заметили, что политические оппоненты заявляют, что нынешняя власть не способна должным образом представлять государство в мире и давать решения по этому вопросу, поэтому они должны уйти. “Разве не ясно, что этот вопрос нужно решать путем политического диалога? Один с платформы митингов, другой что-то говорит в своих твитах и что-то предлагает. Что мешает нам, нации, считающейся исторической, разумной и даже хитрой, решить все эти вопросы в одном месте?”
На вопрос, что мешает Никола Пашиняну приглашать оппозицию к диалогу и поиску решений, вместо этого он постоянно объявляет через прямые трансляции в Facebook и видеообращения общественности, что он не уйдет из правительства. “И “Мой шаг”, и Никол Пашинян неоднократно проводили и предлагали этот диалог”, — настаивал Ованнес Игитян, имея в виду исключительно авторитарные версии диалога. На следующий вопрос, почему Никол Пашинян не выходит на площадь, чтобы поговорить с оппонентами, Ованнес Игитян замешкался, он не думает, что вопросы государственной важности должны решаться на площади. По его утверждению, они должны решаться не на трибуне, а на заседании Совета безопасности. Напоминание о том, что в 2018 году самые важные вопросы решились на площади и, что представители внепарламентских политических сил не приглашаются на заседание Совета Безопасности Ованнес Игитян назвал манипуляцией. “То, что произошло тогда, было законным”. Мы заметили, что сейчас тоже ничего противозаконного не происходит, это мирные демонстрации, он парировал: “Так что значит быть законным? Законно ли «Никол, уходи»? Как и где нужно убрать Никола Пашиняна? Раньше я был против того, чтобы Армения стала парламентской страной. Теперь я утверждаю, что если бы у нас был президент, тезис улицы, о том, что президент уходи, был бы законным, потому что народ просто выбирал бы президента. Сегодня вопросы решаются в парламенте”. Ованнес Игитян оставил без ответа ремарку о том, что в 2018 году на самом деле было беззаконие: на парламент было оказано давление с целью избрания Никола Пашиняна премьер-министром.