Когда я вижу, как люди делают покупки в супермаркетах в инвалидных колясках, готовясь к новогодним праздникам, я понимаю, что помимо проблемы власти, у нас есть еще и серьезная проблема в обществе, и эти две проблемы взаимосвязаны.
Еще в 2016-17 годах, когда мы с друзьями обсуждали перспективу новой великой войны, я задавал вопрос, который тогда и, может быть, сейчас звучит кощунственно: насколько армянское общество заинтересовано в проблеме Арцаха, как это было у нашего поколения в 1988-90 годах? Является ли это одним из приоритетов нашего народа? Я задал этот вопрос прежде всего потому, что после 1994 года наши граждане не были особенно счастливы, что мы смогли освободить Арцах и обеспечить безопасность границ Армении. А в 1998 году люди съели пропаганду Кочаряна о том, что 1992-94 годы были эпохой не побед, а «холодно-темных» лет. А второй аргумент заключался в том, что во время этих дискуссий (2016-17) людей больше интересовало избавление от Сержа, Сашика, Лфика, Лиски и Шмайса, чем победа в ближайшей войне.
Людей интересовала “справедливость”, которая в общественном сознании всегда и везде была наказанием богатых разбойников и лишением их богатства, “раздачей его народу”. Люди хотели демократии, справедливых выборов, устранения коррупции, а также более грамотных чиновников и депутатов. Арцах снова не был в этих приоритетах, хотя он был в официальных выступлениях и тостах. И сегодня люди думают, что большая часть этих мечтаний сбылась благодаря революции. Честно говоря, у меня есть некоторые оговорки по поводу этой реализации. Честные выборы, да, состоялись, большинство ненавистных “персонажей” покинули арену. Нет достоверных данных о прошлых или настоящих грабежах и коррупции. За 2,5 года уголовное дело не было завершено, и Самвел Алексанян стал одним из самых любимых олигархов нынешней власти. Демократия не развивалась быстро, если судить, например, по тому, что она была преступной. Возбуждены дела против мэров Сюникской области, которые несколько дней назад посмели не оказать премьер-министру теплый прием. Разрешите также выразить сомнения в грамотности. Не думаю, что Айк Саргсян – это Спиноза по сравнению с Шмайсом и “САС-овским” Артаком.
Но большая часть общества, повторяю, в целом довольна осуществлением своей мечты, и в этой виртуальной реальности нет позорного поражения и потери Арцаха как такового. Или, если есть, виноваты “грабители”. Но боль в том, что без Арцаха, без безопасности, с тысячами жертв и десятками тысяч бездомных беженцев не может быть справедливости, демократии, процветания. Чтобы понять это, потребуются месяцы или даже годы.
А пока, дорогие соотечественники, кушайте новогодний окорок и слушайте новогоднее послание премьер-министра, в котором он расскажет о наших детях, которые будут жить в счастливой Армении. Многие из этих детей не будут жить в Армении в ближайшие годы.