Кремлевский лидер предпринимает меры, чтобы укрепить свою власть, отразить вызовы и распространить влияние России, принимая решения, которые указывают на то, что может произойти в следующем году. Об этом — в статье в американском издании The Wall Street Journal, которую в переводе на русский публикует издание Иносми.Ру.
В 2020 году президент России Владимир Путин предпринял решительные шаги, чтобы укрепить свою власть внутри страны и продлить свое почти 20-летнее пребывание у власти, что, вероятно, станет определяющим фактором в следующем году, когда кремлевский лидер сможет подавить оставшуюся в стране оппозицию и укрепить влияние России за рубежом.
Одобренная летом и неоднозначно воспринятая поправка к конституции позволяет Владимиру Путину потенциально оставаться у власти до 2036 года.
Ранее в этом месяце президент России подписал закон, расширяющий иммунитет бывших президентов от судебного преследования и позволяющий бывшим кремлевским лидерам стать пожизненными сенаторами в российском парламенте после того, как они покинут свой пост.
Он поддержал ужесточение ограничений в интернете и усложнил проведение политических протестов. В пятницу российские законодатели одобрили законопроект, поддержанный Кремлем, в котором отдельные лица и организации, ведущие политическую деятельность и получающие средства из-за рубежа, приравниваются к НКО, выполняющим функцию «иностранного агента», подвергая их тем самым более строгим ограничениям.
Несмотря на то, что Владимир Путин заставляет россиян гадать о том, как он поступит в 2024 году, когда закончится его нынешний президентский срок, эти шаги, по мнению аналитиков, указывают, что Кремль готовится защитить себя от угроз для своей власти.
«Путин начнет следующий год как жестокий автократ, не допускающий благосклонности и готовый изолировать Россию в еще большей степени, — говорит эксперт по российской внутренней политике московского Центра Карнеги Андрей Колесников. — И чем больше вызовов его режиму, тем он жестче и „сувереннее». Нет и намека на символическую либерализацию».
Внесение в июле поправок в конституцию страны, принятую в 1990-е годы, ознаменовало поворотный момент для российского лидера. Оно, по мнению Татьяны Становой, основателя независимой компании R. Politik, занимающейся анализом политического процесса в России, отражает убежденность Кремля в том, что Владимир Путин пользуется народной поддержкой в вопросе расширения его власти, несмотря на то, что результаты опросов показывают ослабление энтузиазма по поводу его руководства.
«Ему, наконец, удалось осуществить свою мечту о создании реального путинского режима со своей собственной конституцией и системой», — говорит она.
Несмотря на то, что в этом году Владимир Путин приступил к укреплению своей власти, инакомыслие нарастает. Начавшиеся в июле массовые протесты в дальневосточном Хабаровске из-за ареста популярного губернатора региона быстро переросли в выражение растущего недовольства снижением доходов, некачественными государственными услугами, в том числе здравоохранением на фоне разразившейся в стране пандемии коронавируса, и правлением Путина.
По данным российских властей, в субботу в России было зарегистрировано 29 258 новых случаев заболевания коронавирусом, в результате чего общее число случаев заражения по всей стране составило чуть более трех миллионов — четвертое место в мире после США, Индии и Бразилии.
Путин переждал, пока затихнут выступления демонстрантов, и толпы протестующих с тех пор стали меньше. Но возмущение протестующих свидетельствует о том, что между Кремлем и простыми россиянами существует разрыв.
«Разрыв между Кремлем и обществом увеличивается», — говорит Андрей Колесников.
Самый известный российский оппозиционер Алексей Навальный пытается сыграть на общественном недовольстве, проводя расследования с тем, чтобы обвинить власти в коррупции и превышении полномочий, а также помогая организовывать антикремлевские стратегии голосования на региональных выборах.
Но в августе Навальный почувствовал себя плохо и заболел после того, что европейские врачи назвали воздействием нервно паралитического вещества «Новичок», вещества, доступ к которому, по словам аналитиков и сотрудников разведки, могли иметь только представители государственных структур.
Алексей Навальный и его сторонники считают, что неудавшимся заговором с целью его убийства руководил Кремль. Москва свою причастность отрицает. Ранее в этом месяце Путин заявил, что если бы российские спецслужбы хотели отравить Навального, то «довели бы до конца».
В ответ Европейский Союз ввел санкции против членов ближайшего окружения Путина. Россия ответила тем же.
«Я вижу, что режим потерял всякую способность идти на компромисс, терпеть любую критику, и он потерял способность мирно справляться с любыми политическими рисками, — говорит Татьяна Становая. — Единственное, что он умеет, это использовать репрессии».
В наступающем году Кремль может еще больше запугать российскую системную оппозицию или оппозиционные группы и политические партии, к которым власти относятся терпимо. При этом оппозиционные организации, подобные той, которую возглавляет Алексей Навальный, по мнению аналитиков, будут подавляться — или, возможно, будут запрещены.
Кремль отвергает заявления о том, что он стремится задушить инакомыслие. В мартовском интервью государственному информационному агентству ТАСС Владимир Путин заявил, что мнения представителей оппозиции очень важны.
«Есть, всегда была и всегда будет такая часть общества в любой стране, которая не согласна с действующей властью, — заявил российский президент. — И это очень хорошо, что такие люди есть».
На мировой арене в этом году Владимир Путин протянул политический спасательный круг находившемуся на грани краха президенту Белоруссии Александру Лукашенко, против которого после нечестных выборов девятого августа начались протесты с требованием его отставки. Российский лидер пообещал оказать белорусскому коллеге военную и финансовую поддержку.
Кроме того, Владимир Путин выступил посредником при заключении ноябрьского мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном по спорной территории Нагорного Карабаха. Соглашение укрепляет статус Кремля как влиятельной силы в регионе и дает ему рычаги влияния на обе страны. У России уже была военная база в Армении, с которой она также поддерживает экономические связи, но в соответствии с этим мирным соглашением российские войска впервые будут размещены в Азербайджане.
Большинство государств на постсоветском пространстве «являются нашими союзниками», заявил Путин в августе на заседании Совета национальной безопасности. «Во многом у нас совпадают интересы и экономические, и политические. Это, безусловно, является одним из наших внешнеполитических приоритетов».
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил в интервью, что кризисы этого года, а также западные санкции и «сохраняющаяся недружественная обстановка» требуют от Москвы решительных действий.
По его словам, из-за критических ситуаций президенту приходилось действовать жестко и быстро принимать решения. В целом, конечно, мы убеждены, что главной задачей было поддержание стабильности на всех ее направлениях, сказал он, и ее удается поддерживать.
Россия заключила сделки по продаже другим странам своей вакцины против коронавируса «Спутник V», благодаря чему, по мнению аналитиков, Москва сможет использовать мягкую силу в отношении стран-покупателей, особенно в Южной Америке и на Ближнем Востоке.
В следующем году Путин может потребовать от них действий в ответ на предоставленную им помощь, считают аналитики. Он, вероятно, потребует, чтобы Лукашенко уступил Кремлю, уже давно пытающемуся еще больше вовлечь своего меньшего соседа в свою орбиту. Правительства Армении и Азербайджана, вероятно, будут относиться к России более почтительно, поскольку они зависят от Путина, который может предотвратить возобновление боевых действий на Южном Кавказе.
Существовавшая в этом году напряженность в отношениях с Западом, вероятно, сохранится, особенно с приходом администрации Байдена. Отношения между Москвой и Вашингтоном еще больше ухудшились после прозвучавших в этом месяце сообщений о предполагаемой российской кибератаке на компьютерные сети структур федерального правительства США. В результате этой атаки были взломаны серверы, по меньшей мере, шести министерств.
Но враждебность по отношению к Западу, по мнению сторонников Путина, может пойти ему на пользу внутри страны.
По мнению прокремлевского директора московского Института политических исследований Сергея Маркова, «если бы Путин был плохим для России, на него бы так не нападали». «Чем больше враг свирепствует, тем дальше мы идем по пути к светлому будущему. Для Путина в этом нет ничего особенного. [Это] естественный процесс нападок на успешного российского президента».
Фото — Иносми.Ру