Лента новостей
Новости дня

«Переходная» Америка и ожидания Еревана

12 января,2021 21:24

Бурные развития в столице Америки – Вашингтоне, уже стали мировым событием номер один в международных лентах новостей. Это обусловлено не просто праздным интересом: предстоящее «состояние здоровья» сверхдержавы мира номер один, а по сути – единственной, будет предопределять русло, рамки и всю логику политической и экономической жизни на планете.

Сотворенная Авраамом Линкольном Республиканская партия США после позорного «финального аккорда» Трампа встала перед дилеммой: либо в срочном порядке измениться, либо быть надолго изгнанной из политической сцены. Демократы контролируют не только Белый дом, но и обе палаты Конгресса, нацеленные на преодоление наследия Трампа и «возвращении Америки в политику».

Какими будут основные контуры политики президента Джо Байдена, кого мы видим в качестве ключевых персон, которые возьмут на себя роль «мотора» этой политики в ближайшие четыре года? Такая постановка вопроса объясняется не только сугубо политологическим интересом. Сочетание интеллектуалов и «бульдозеров», молодых и «ветеранов», преподавателей-теоретиков и «сухих» практиков обещает довольно амбициозную и эффективную деятельность на берегах Потомака – на основе ценностей и реализма, и то, что ее влияние почувствуется по ту сторону океанов, омывающих берега Америки, нисколько не удивительно. Хотя, жизнь еще покажет, к какому результату на практике это все приведет.

Конечно, погрузившаяся в беспечность после безоговорочной победы в Холодной войне (вплоть до иллюзии «конца Истории») Америка встала перед многочисленными «пробелами», имея проблему в том, чтобы они не превратились в водоразделы, бездну и «черную дыру». Плюс к тому, ставший при Трампе очевидным беспрецедентный с 1945г кризис трансатлантических отношений, из-за чего возникший вакуум дал себя почувствовать также и в нашем регионе: наша 44-дневная война, по которой комплексные и всеобъемлющие выводы еще впереди, по большому счету стала производной именно этого процесса.

Россия и Турция не проявляют никакого желания распрощаться со своими неоимперскими проектами, более того, Анкара открытым текстом заявляет, что в регионе гарантами безопасности должны быть Турция, Россия и Азербайджан. А Армения и Грузия? Посетившему поствыборную Грузию сразу после войны госсекретарю США Майку Помпео в Тбилиси открытым текстом представили опасения по поводу новых региональных реалий. Конечно, Тбилиси, высоко оценивая свои стратегические отношения с Анкарой и Баку, тем не менее, мягко говоря, не готов оказаться под прессом турецко-азербайджанских гарантий вкупе с российскими. Вашингтон, по сути, пока только принял к сведению опасения Тбилиси, но не более того. А Армения, понесшая катастрофические потери в войне 2020-го и не забывшая историю жертвы подлого сговора столетней давности, уж точно по горло сыта подобными «радужными» перспективами.

Конечно, в отличие от 1921г, Республика Армения, как и Азербайджан и Грузия, является независимым государством, по меньшей мере де-юре, субъектом международных отношений, имеющим многогранную договорно-правовую базу отношений с Россией, завершающим процесс ратификации важнейшего договора с Европейским Союзом. Однако, с Соединенными Штатами, несмотря на наличие формата с многообещающим названием «Стратегический диалог Армения-США», наши отношения после 1991г не были на таком низком уровне и в таком малом объеме. Абсолютно очевидно, что это не могло не привести к тектоническому смещению регионального баланса – во вред нам и точно не в пользу США. Мы увидели также, что как бы Трамп ни заявлял собравшимся армянам, что «мы что-нибудь сделаем с этим», а его советник по национальной безопасности Роберт О’Брайен ни выступал с предложением о размещении скандинавских миротворцев и призывами, адресованными сторонам конфликта, прискорбный факт состоит в том, что Вашингтон потерпел неудачу в своих усилиях по прекращению войны, и на этот раз уже американские условные «корабли не достигли вершины Арарата»…

Это хоть и недавнее, но уже прошлое. А что ожидается после 20-го января. Судя по публичному общению близко стоящих к будущей администрации источников с американской прессой, предстоящие назначения Байдена подсказывают об определенных внешнеполитических приоритетах, которые прямо или косвенно будут касаться процессов в нашем регионе.

Прежде всего, ожидающий своего назначения будущий советник президента по национальной безопасности, 44-летний Джейкоб Салливан, который в администрации Обамы «специализировался» в продвижении ядерной сделки с Ираном, именно этим вопросом и будет заниматься как приоритет предстоящей деятельности.

Атлантический Совет в Вашингтоне стал «кузницей» идей новой внешней политики США, и судя по публикациям, циркулирующие там идеи и подходы ничего хорошего не обещают ни Москве, ни Анкаре, во всяком случае, если их политика останется неизменной. В то же время, очевидно стремление Турции и России достичь каких-то договоренностей с Вашингтоном. Москва по этому вопросу назначила переговорщиком имеющего реноме «системного либерала» Анатолия Чубайса, а Анкара посылает в Вашингтон сигнал за сигналом о своей готовности договориться. Но нет ясности в обоих случаях – договариваться на основе чего? Новая администрация в Вашингтоне, в свою очередь, посылает сигналы о том, что «сдерживание, наказание и стремление договориться – будут идти параллельно». Безусловно, состязание в логике «зон влияния» и логика «игры с нулевой суммой» содержит большие угрозы для региона, нежелательность которых отлично представляют и в Москве, и в Вашингтоне, несмотря на принципиальные противоречия, а американский истеблишмент нисколько не настроен сговариваться с Москвой в формате «Ялта-2» или легитимировать идеи по реализации пантуранистского бреда из Анкары.

Конечно, и русских, и турок ожидают довольно тяжелые собеседники, в лице того же Салливана, а также Энтони Блинкена в качестве госсекретаря и его заместителей. Это Венди Шерман, работавшая еще в команде Мадлен Олбрайт, имеющая большой опыт ведения дел с Ираном, и это Виктория Нуланд, ставшая знаменитостью в постсоветском пространстве тем, что превратилась в одну из мишеней московской конспирологии, она же достигла успеха в мае 2016г в Вене на встрече Армения-Азербайджан при посредничестве Минской Группы ОБСЕ (правда, этот успех вскоре «успешно» был «похоронен» в Санкт-Петербурге).

Безусловно, одним из важнейших индикаторов региональных намерений Вашингтона, хотя бы для нас, будет то, какой ответ на свой запрос получит Тбилиси. Во всяком случае, трудно представить, что Америка «умоет руки». Учитывая, что Черноморская безопасность продолжает оставаться одним из важнейших приоритетов США и НАТО, и размещение большой группировки беспилотной авиации последнего поколения в Румынии (не в Турции!) только укрепляет американское присутствие (свидетельством серьезности намерений – жесткое заявление командующего ВВС США, генерала Джеффа Харригяна), то недопущение какой-либо «астанизации» на восточном берегу моря представляется логичным с сугубо военно-политической и стратегической точки зрения, что увеличивает шансы Грузии. И не только Грузии…

Способности Еревана воспользоваться окном возможностей обусловлены, прежде всего, волей и действиями по успешному завершению ряда процессов: восстановление внутриполитической стабильности, решение первоочередных послевоенных задач, формирование новой, легитимной власти посредством исключительно внеочередных, справедливых выборов. Первично то, что США объективно являются нашим союзником номер один в деле экономического и технологического развития страны, укрепления суверенитета, энергетической независимости и самодостаточности, продвижения демократических реформ государственных институтов. И обновление практической повестки оставшегося незавершенным стратегического диалога Армения-США уже сегодня должен рассматриваться как императив национальной безопасности.

Рубен МЕГРАБЯН

Газета «АРАВОТ»
12.01.2021г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать