Если Минздрав Армении одобрит проект продления карантина на шесть месяцев, будет объявлено о смерти туризма в Армении, при продлении ограничений туризм окончательно упадет в пропасть.
Такое мнение в беседе с Aravot.am выразила директор туристической компании “МарМар” Лиза Гаспарян. По ее словам, туристическая отрасль в настоящее время находится на грани смерти: Надежды нет ни внутри страны, ни, конечно, на развитие въездного туризма.
По словам нашего собеседника, многие туристические агентства в Гюмри уже закрылись. Этот колоритный город, ставший одним из самых популярных туристических направлений в Армении и где открывались кафе, гостевые дома, оживлялась музейная жизнь, наблюдалось серьезное экономическое движение, сразу стал неподвижным: Остались только внутренние переживания.
“Я, как специалист в сфере туризма, как руководитель компании, могу сказать, что закрыла эту сферу с Красным Крестом, потому что “это бессмысленно”: Мы должны платить налоги, мы должны платить зарплату при нулевых доходах. У нас нет абсолютно никаких надежд на развитие внутреннего туризма в первые два-три года, да и говорить о развитии въездного туризма бессмысленно.
В 2020 году, во время первого карантина, мы все надеялись, что это будет лучший период для развития внутреннего туризма. Мы думали, что это наберет обороты․ Армяне начнут путешествовать по Армении, знакомиться, находясь в интересных местах. Летом мы пытались взять группы из Ширака в Лорийскую область, организовать взаимные визиты, но у нас ничего не получилось, было пассивно, что-бы мы могли привезти группы из Лори, Гегаркуника или других областей.
Мы были полны надежды, что в сентябре и октябре экскурсии по Гюмри станут более активными, экскурсии по городу в те месяцы пользуются большой популярностью на главном ереванском рынке среди школьников.
Если раньше они ходили на пляж в июле и августе, то в сентябре-октябре по выходным приезжали знакомиться с Ширакской областью. Но мы увидели, что этого не произошло, потому что с 27 сентября в Армении уже царили военные настроения, и мы полностью забыли сферу туризма”, — говорит Лиза Гаспарян.
По словам нашего собеседника, в условиях карантина они еще не смогли найти решения проблем туризма, когда разразилась война и другие забыли как о внутреннем, так и о въездном туризме для приема гостей из-за границы.
“Иностранцы ассоциируют Армению с воюющей страной. Если бы в предыдущие годы мы пытались выбрать страну, в которой можно было бы пойти на пляж, мы бы точно не выбрали Сирию и Ливан, потому что считали эти страны воюющими странами. Сейчас мы находимся в таком статусе, в первые несколько лет мы должны забыть о внешнем рынке, не считая третьей волны коронавируса”.
По словам нашего собеседника, малый и средний бизнес закрывается: морально-психологическая атмосфера и плохое настроение в стране, наряду с сокращением доходов и экономным образом жизни, влияют на развитие внутреннего туризма.
Кстати, в самой центральной части Гюмри закрылись кафе, выставлены на продажу магазины, которые непрерывно работали уже много лет.
Вернемся к этой теме отдельно.
Нуне АРЕВШАТЯН
Фото — из страницы Humans of Gyumri