Директор Армянского Института международных отношений и безопасности, политолог Степан Сафарян на своей странице в Фейсбуке пишет:
На самом деле министр иностранных дел нашего стратегического союзника считает, что Армения никогда не должна/была делать заявлений, которые не нравятся Алиеву… А вот, Алиев, мог/должен был сделать угрожающие антиармянские заявления, в том числе с высоты Шуши о наказании армян “железным кулаком”… Было сказано именно это…
Фактически, арцахская война стала возможной не потому, что мир, в том числе Россия, считал Арцах “частью территориальной целостности Азербайджана”, в том числе “Декларацией о российско-азербайджанском стратегическом партнерстве”, подписанной в Баку в июне 2008 года, не потому, что президенты России и Азербайджана тем же договором признали принцип “недопустимости насильственного изменения международно признанных границ Азербайджана”, а президент России недавно заявил, что это (восстановление территориальной целостности): “Внутреннее дело Азербайджана”, не потому, что министр иностранных дел России и президент России заявили в самые жаркие дни войны, что “рано или поздно 7 территорий должны быть возвращены Азербайджану”, не потому, что на протяжении десятилетий Алиеву продавалось серьезное наступательное оружие, благодаря которому он приобрел уверенность и атаковал, а потому, что министр обороны Армении Давид Тоноян объявил “новую войну, новые территории”.
Я нисколько не восхищен отстраненным и угрожающим заявлением Давида Тонояна, если вы знаете, что не потянете войну… Но, извините, не верится, что Алиев вел войну, потому что он принял близко к сердцу заявление Давида Тонояна … Ведь экс-министр обороны Армении Сейран Оганян или президент Серж Саргсян таких заявлений не делали, но была же война! Поэтому, по словам Сергея Лаврова, не имея на тот момент подобных заявлений с армянской стороны, почему Алиев в 2016 году объявил войну в апреле и остался безнаказанным? ․․․ Разве безнаказанность и со стороны сопредседателей Минской группы терпимость не были главной причиной, которая дала ему силы возобновить войну в более широком масштабе в 2020 году, в сентябре? … Конечно, это, наряду с другими факторами, перечисленными выше, были большим стимулом для Алиева, чем угрозы Тонояна ․․․ Где были Давид Тоноян и Никол Пашинян, когда Алиев десятилетиями насмехался над тем, чтобы взять “то, что ему принадлежало” через войну, и никто не возражал против этого?
По поводу пленных. Если 62 армянских военнопленных не имеют ничего общего с заявлением от 10 ноября, потому что пленение произошло после 10-го, то почему они регулярно обсуждают вопросы сохранения режима прекращения огня в Нагорном Карабахе согласно пунктам заявления? Другими словами, по оставшимся пунктам не допускается нарушение, а можно ли брать новых военнопленных и разве это не нарушение? Получается что-то очень и очень неоднозначное ․․․․ И если армянская сторона с опозданием, как отмечает С.Лавров, представила список захваченных до 10 ноября, почему их не вернули по принципу “все на всех”, хоть и с небольшой задержкой. Это факт, что, хотя парни из составленного с трудом и представленного с опозданием списка не были возвращены, но Россия с тех пор заявила, что “стороны соблюдают заявление о прекращении огня”. ․․․ Что-то опять не сходится.
Разве не опаснее, что министр иностранных дел РА делает заявления против Турции, более сильного врага, из кабинета Сергея Лаврова? Ведь мы все понимаем, что подобные заявления из таких кабинетов самовольно не делают! То есть нельзя делать никаких заявлений против Азербайджана, а можно ли против Турции, которая вела войну?
Еще один острый вопрос армянской стороне. Если бы мы знали, что обмен пленными осуществляется по принципу “всех на всех”, какой “умник” решил передать Баку всех азербайджанских военнопленных сразу и одним пакетом, не оставив «карт» для обмена других наших военнопленных? Ладно, такой уровень некомпетентности? Надеюсь, однако, что в распоряжении армянской стороны есть азербайджанские военнопленные и сказанное Лавровым не соответствует действительности».