После прекращения второй Карабахской войны если и можно говорить о региональной стабильности, то только и исключительно в контексте того, что военных действий нет, но не более того.
Московская встреча 11 января, бессмысленный и беспощадный комментарий российского сопредседателя Минской Группы ОБСЕ, «неспособность» России в деле решения вопроса армянских пленных в Азербайджане, взаимоисключающие оценки сторон касательно нынешнего этапа Нагорно-Карабахского конфликта – показывают, что заявлением от 9-10 ноября региональные противостояния лишь перешли на новую плоскость, проявляя тенденции не к разрешению, но и к расширению. По сути, Россия и Турция не жалеют усилий и энергии для превращения региона вместе с Ближним Востоком в новые «Балканы», где они будут делить страны и территории на зоны влияния, где будет действовать принцип «третий – лишний».
Конечно, речь не идет о современных Балканах, где после успешного прекращения ядовитого дыхания разных империй наконец царит мир, регион становится частью единой европейской семьи демократических наций. Речь идет о Балканах второй половины 19-го-начала 20-го веков, откуда и началась величайшая трагедия Европы – Первая мировая…
Русско-турецкая «любвененависть» попросту истощала балканские нации, и эти две отсталые империи во имя собственных интересов были готовы бороться до последнего болгарина, грека, серба, албанца и др., до последнего балканского христианина и мусульманина, пока не оказались на мусорной свалке Истории как одна, так и другая.
Теперь эти «вороны» кружат прежде всего над головами миллионов сирийцев, ливийцев и армян, и не факт, что этот список нужно считать «закрытым».
Перейдя точки невозврата по нескольким стратегическим направлениям, Турция продолжает повышать ставки в своей «большой игре», идя практически «ва-банк», полагая при этом, что удастся на одном направлении кнут, на другом пряник дважды продать и соскрести двойной профит, оставаясь в «центре» игры. Порой это похоже на ситуацию в игре в «короткие» нарды, когда расстановка камней не особо благоприятная, камней «вне игры» многовато, а «зары» ложатся и вовсе бесфартово. Остается попробовать надавить на психику соперника, а то и вовсе перевернуть на него нарды, первым обвинив его в нечестности.
Главные фигуры новой американской администрации в основном известны, тем самым известно также, что все это ничего хорошего не обещает ни Анкаре, ни Москве. И если Москва с разной степенью успеха старается внешне беспокойства не проявлять, то Анкара неприкрыто и лихорадочно пытается по любому вопросу и хоть о чем-нибудь договориться с Америкой и Европой, будь то с греками, с арабами, с французами, публично размахивая письмами в адрес «mon cher Тайип»-а и т.д. Но это лишь одна сторона, а с другой стороны Анкара пытается и будет пытаться, перефразируя Бисмарка (а говорил он это про Англию), «найти того дурака, который согласится своими ребрами проталкивать интересы» эрдогановской Турции. Как мы видим, в Арабском мире такие поиски не дали ничего, не считая экстремистов в Палестине, безответственное поведение которых уже вызывает отвращение у большинства арабских стран. Последним был Катар, да и тот по итогам саммита в начале этого года помирился со своими соседями по Персидскому заливу, и Эрдоган теряет своего важного финансового спонсора.
Однако, он добивается успеха на совершенно другом направлении – это Пакистан. На прошлой неделе была подписана так называемая «Исламабадская декларация», которой, фактически, заключается тройственный военно-политический пакт между Турцией, Азербайджаном и Пакистаном.
Пакистан (в переводе с фарси и урду – «страна чистых и безупречных»), страна-проблема для соседей – со дня своего основания, ныне – ракетная и ядерная держава с 200 миллионами населения: бедность, перманентная нестабильность, источник течений с нетерпимостью и фанатизмом, эпицентр дестабилизации для Афганистана и Индии. Проблемы, возникшие с Индией в Кашмире, по версии Исламабада, вызваны «несправедливым отношением к мусульманам» со стороны Нью-Дели, тогда как в Индии проживает столько же мусульман, сколько во всем Пакистане население – под 200 млн, дисперсно по всей стране, занимают разные высокие позиции и должности в стране, вплоть до вице-президента. И если девиз «в защиту мусульман» никак не впечатлил арабов, сытых по горло Турцией, более того вызвал волну иронии и презрения в адрес Эрдогана и его клики, то «обиженный» Пакистан с его атомной бомбой – просто «прекрасная идея»!
Конечно, казалось бы, а нам то что, где мы, где Пакистан? А Эрдоган пусть едет куда хочет. Однако, это не просто разговоры, нацеленные на воодушевление люмпена. Пакистан назначил в Баку нового посла, активизирует связи с Азербайджаном под эгидой Турции. Достигнуты договоренности, по которым пакистанские специалисты будут осуществлять разминирование территорий, перешедших под контроль Азербайджана, а также пакистанские ВВС и силы специального назначения регулярно будут принимать участие в двусторонних и трехсторонних военных учениях в Азербайджане.
Конечно, крайне благосклонное молчание Москвы в данном случае вполне понятно и не удивительно по вышеуказанным и нескольким другим, вполне известным причинам. Главное, чтобы это испортило настроение Америке, а также самочувствие в Европе. Это тоже есть: греческая пресса уже прямым текстом пишет о глубоко антизападной направленности этого альянса. А израильская пресса разоблачает позорную протурецкую политику администрации Трампа в ущерб фундаментальным интересам Америки и ее союзников, когда в важнейших регионах обслуживание интересов США просто сдано в «аутсорсинг» Анкаре – во вред демократии, во вред союзникам Америки.
Прошедшие позорные четыре года, которые к счастью не продлились до восьми, были просто незабываемым праздником для Москвы и Анкары, но этот праздник, похоже, завершается. Однако, как в старой пословице, хватит одному дураку бросить большой камень в колодец, десять умных должны еще потрудиться, чтоб вытащить его.
Нам остается констатировать новые реалии и сообразно им руководствоваться нашими интересами, без самобичевания, без истерики, упорно и хладнокровно. Неотделимой частью нашей работы с этими новыми реалиями является также активная гармонизация интересов с нашими старыми и новыми партнерами.
… Когда несколько месяцев назад Мэрия Еревана приняла решение установить в Ереване памятник Махатме Ганди, причем, расходы по этой и другим сопутствующим работам брала на себя индийская сторона, известные круги с низкой социальной ответственностью охарактеризовали решение как «соросовскую идею», а круги, перманентно волнующиеся вокруг «патриотических тем», вдруг вспомнили, что «Ганди писал письмо Ататюрку и говорил, что поддерживает его». Конечно, спекуляции стали неотделимой частью нашей жизни, однако, невозможно не удивляться тому, что в этот просвещенный век, когда происходят глобальная информационная и телекоммуникационная революции, пещерные догмы еще могут одерживать победы над здравым смыслом…
Афтершоки 44-дневной войны продолжаются, и нам Турции было мало, нам только Пакистана не хватало и, как говорится, приходит на своих двух. И просто почитайте после этого армянскую прессу и проследите основные «тренды» в армянском сегменте соцсетей, и сделайте выводы о тех, кто диктует повестки и «заказывает музыку», об уровне их адекватности и ответственности. И еще морали.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
19.01.2021г