Сказать “приятное” и “воодушевляющее” после поражения нашего государства и национального унижения — значит не извлекать уроки из того, что произошло, и идти по пути дальнейших поражений.
Прежде всего, мы должны признать, что случившееся было поражением и унижением, которое наше нынешнее правительство не принимает, потому что если это произойдет, возникнет вопрос: тогда почему вы все еще сидите на своих местах?
И второй шаг должен заключаться в том, чтобы принять горькие истины, истины, которые мне особенно неприятны.
К 2020 году, до коронавируса и войны, многие в мире (включая меня) были убеждены, что демократии с либеральными ценностями будут во всех отношениях иметь преимущества перед диктаторскими государствами, репрессивными в отношении прав человека. Наша вера основана на “презумпции”, что человек, индивидуум с его внутренним миром, его системой ценностей, его навыками является самым важным фактором во всех вопросах. Но сегодня моя вера как минимум пошатнулась, и причина тому – развитие технологий.
Приведу простой пример. У таксиста, конечно, есть свой внутренний мир, но вам, как пассажиру, все равно, какую сигарету он курит, какую музыку слушает и каковы его политические взгляды, он вам нужен, чтобы быстро и безопасно отвезти вас из дома на работу. И если компьютерный автомобиль без водителя доставит вас в более безопасное, быстрое и дешевое место, вы, естественно, предпочтете этот вид транспорта.
Если с точки зрения эффективности внутренний мир, взгляды, свобода воли, все, во что мы, либералы, верим, менее важно, чем технологии, то давайте еще раз подумаем о мире, в котором мы живем.
Теперь перенесем эти суждения в военную сферу: Разве не работает тот же образец? Возможно, именно по этой схеме коррумпированный с ног до головы диктатор Эрдоган добивается благоприятных результатов в регионе (включая Арцах), и так называемый “цивилизованный мир”, управляемый либеральными идеями, ничего не может с этим поделать.
Когда Никол Пашинян пришел к власти, он был убежден, что, если разразится война, можно будет побеждать и оккупировать новые территории за счет “духа” людей, отдельных лиц, хотя специалисты, в том числе и начальник штаба Вооруженных сил, предупреждали его, что это не так. Из-за этого убеждения он фактически сорвал переговоры и делал глупые, безумные заявления. Более того, даже во время войны ему казалось, что каким-то чудом, за счет “кипения таланта”, удастся “сделать рывок” и победить.
Но проблема в том, что эта последняя война была в основном технологической, и для того, чтобы “разговаривать с миром”, нужны технологии, которые будут в три-четыре раза лучше, чем у Турции (если не принимать во внимание все другие политические факторы). И самое главное, надо учитывать, что следующая война (которая, на мой взгляд, неизбежна) будет более технологичной. Чтобы подготовиться к этому, нам нужны трезвые лидеры, которые смотрят дальше своего носа и “мессианских” амбиций.