“Сегодня исполняется 16 лет со дня освобождения Цитадели армянского достоинства Шуши, и в первую очередь хочу поздравить всех нас с этой эпохальной и переломной победой. В том, что ненасильственная, бархатная, де-юре победа народной революции в Армении должна быть зарегистрирована сегодня, в годовщину освобождения Шуши, есть великий символ”, — 2018году 8 мая, заявил кандидат в премьер-министры Никол Пашинян.
20 января 2020 года, отвечая на вопрос депутата, уже на посту премьер-министра, Пашинян сказал: “Вы имеете в виду, что город Шуши, в котором проживало 90 и более азербайджанцев, является армянским по своему статусу?”
Простая логика подсказывает, что если Шуши – “оплот армянского достоинства”, а его освобождение – “веха и поворотный момент победы” (с чем я согласен на 100%), то этот город является армянским по своему статусу. Иначе что же сделал премьер-министр 9 мая 2019 года в Шуши, когда он пил и танцевал, опять же по случаю освобождения этого города, если статус этого города азербайджанский? А может, Пашинян отказался от лозунга “Арцах — это Армения, и все”. В любом случае он должен был оговориться: “Арцах — это Армения, кроме Шуши”.
С 8 мая 1992 года до начала ноября 2020 года статус Шуши был армянским, и этот город совсем не был несчастным и унылым. Там было Прелатство Арцахской епархии Армянской Апостольской церкви, что, как мне кажется, тоже говорит в пользу “армянского статуса”. В частности, в Шуши 4 музея: Государственный музей изобразительных искусств, Государственный геологический музей имени профессора Григория Габриелянца, Шушинский исторический музей, Шушинская галерея. Работы Сарьяна, Гарзу, Жансема, Акопа Акопяна есть (были) в выставочном зале последнего?
Мне кажется, что глава армянского государства не должен подчеркивать “неармянский статус” города, а поднимать на международных форумах необходимость сохранения этих культурных ценностей. Или статус наших артистов изменился после военного поражения?
Да, в 1988 году в Шуши большинство составляли азербайджанцы: заселение города представителями этого народа стало результатом нескольких десятилетий политики Кремля и Баку. Убежден, что граждане и власти независимой Армении не должны основывать свои суждения на этих результатах. Следует хотя бы напомнить, какой статус был у Шуши до 1920 года, какие были армянские образовательные и культурные учреждения, сколько там издавалось армянских книг и газет, сколько армянских ученых и художников делали свои первые шаги в этом городе. Чтобы оправдать поражение и сдачу Шуши, мы не имеем права оставаться равнодушными к нашим поистине славным победам, нашей истории и культуре.
… И это будет написано в наших школьных учебниках через 20-30 лет. “Шуши, который является армянским духовным и культурным центром, был освобожден при Тер-Петросяне, передан азербайджанцам при Пашиняне …”.