“Я не смог преодолеть двусмысленность в отношении вертикали главнокомандующий премьер-министр – Министерство обороны — Генеральный штаб во время войны и препятствия, связанные с этим. В частности, вопросы, связанные с мобилизацией, ролью и функциями Совета безопасности, функциями и официальными отношениями между Вооруженными силами Армении, Армией обороны и президентом Арцаха, организацией самообороны в Арцахе и эвакуацией населения“, — сказал бывший министр обороны Давид Тоноян в интервью с “Медиамакс”, занимавший эту должность во время Арцахской войны, войны, в которой мы потерпели сокрушительное поражение.
И действительно, кто организовал самооборону в Арцахе: Никол Пашинян, Давид Тоноян, Оник Гаспарян, Араик Арутюнян, Джалал Арутюнян, может быть, Самвел Бабаян или Анна Акобян? Бывший министр обороны прав в том смысле, что конституционное урегулирование этого вопроса неясно и действительно может вносить путаницу во время войны. Команда на выполнение того или иного действия должна быть дана из одной точки и безоговорочно выполнена всеми.
Кстати, это относится и к СНБ, которая, в конце концов, несет такую же военную службу.
Но не только законодательные пробелы, но и дилетантизм нынешнего политического руководства Армении и, прежде всего, премьер-министра, способствовали двусмысленности и неразберихе. Это известная закономерность. Чем невежественнее человек, тем он увереннее, неспособен узнать что-то новое и, как правило, склонен к паранойе. В течение 2,5 лет господствовал менталитет, согласно которому большинство наших генералов и высокопоставленных офицеров были предателями и врагами революции. Идею успешно внедрили в голову люмпенизированной массы: “Никол правильно поступил, отправив Анну в штаб, он хотел предотвратить предательство”. С такими представлениями о государстве и армии трудно выиграть войну.
Между тем я убежден, что подавляющее большинство наших генералов, офицеров и солдат – патриотичные, целеустремленные и мужественные люди. Нам просто нужно политическое руководство, которое:
а) доверять их знаниям, прислушиваться к информации, которую они предоставляют, а не руководствоваться собственным воображением и амбициями;
б) ставить перед ними четкие и посильные задачи.
В целом модель нашей армии устарела, и здесь да, надо винить не только нынешнюю, но и предыдущую власть. Советская модель набора как можно большего числа солдат и отправки их в окопы не может конкурировать с современной моделью, принятой в НАТО, где специалисты сидят на командных пунктах в десятках километров от места боевых действий и нажимают соответствующие кнопки. Надеюсь, что у следующего руководства Армении будет достаточно знаний, чтобы это понять.