Голос Америки. Западные СМИ отметили конфронтационный характер речи Путина на Давосском форуме, российские – позитивный тон и недостаток конкретики.
Всемирный экономический форум (World Economic Forum) в швейцарском курортном городе Давос был основан ровно 50 лет назад немецким экономистом Клаусом Швабом. В первые 16 лет своего существования это был Европейский форум менеджмента, а свое нынешнее название форум получил в 1987 году. Годом раньше в Давосе впервые появилась советская делегация, и с тех пор советские, а после и российские делегации разного уровня постоянно участвуют в ежегодных встречах Давосского форума.
Главным мероприятием ВЭФ является ежегодная встреча в конце января, и на сей раз она проходит в формате онлайн из-за продолжающейся пандемии коронавируса.
В первоначально обнародованной программе форума выступление президента России отсутствовало, однако в среду, 27 января, впервые за последние 12 лет Владимир Путин обратился к его участникам. Его речь стала частью так называемой «Давосской повестки» –серии онлайн-сессий, проходящих под общим девизом «Решающий год для восстановления доверия».
Предваряя его речь, основатель ВЭФ Клаус Шваб сказал: «мы с интересом выслушаем вашу точку зрения, точку зрения России, взгляд на нынешнюю ситуацию, ситуацию в XXI веке…. Господин Президент, мир ждет вашего выступления».
Упомянув о своем телефонном разговоре с президентом США Джо Байденом, в частности – о договоренности продлить договор об ограничении СНВ, Путин не преминул отметить: «Тем не менее, противоречия закручиваются, что называется, по спирали. Как известно неспособность и неготовность разрешать подобные проблемы по существу в ХХ веке обернулись катастрофой Второй мировой войны». И добавил: «Конечно, сейчас такой глобальный «горячий» конфликт, надеюсь, в принципе невозможен. Очень на это надеюсь».
«Конечно же, в истории нет прямых параллелей, но некоторые эксперты — и я с уважением отношусь к их мнению – связывают текущую ситуацию с 30-ми годами прошлого века…» – продолжил российский лидер. «Ситуация может развиваться непредсказуемо и неуправляемо. Если, конечно, не предпринимать ничего для того, чтобы этого не случилось. Тем более есть вероятность столкнуться с настоящим срывом в мировом развитии, чреватым борьбой всех против всех».
Российский официоз на следующий день сообщил, что выдержки из речи Путина цитировались в заголовках ведущих мировых СМИ, хотя телеканал ТВЦ, например, привел в собственном пересказе лишь фрагменты публикаций китайского агентства Синьхуа и немецкого еженедельника Spiegel. На самом деле в комментариях в мировых СМИ обратили внимание на чуть ли не апокалиптический характер риторики российского лидера, сравнившего ситуацию с одним из самых мрачных периодов новой истории.
Описывая экономическую ситуацию в мире, Владимир Путин подчеркнул, что «глобализация привела к значительному увеличению прибыли крупных транснациональных, прежде всего американских и европейских компаний».
И далее – не называя конкретных адресатов, российский президент выразил недовольство такими действиями, как «использование торговых барьеров, нелегитимные санкции, ограничение финансовой, технологической, информационной сфер». И продолжил: «Подобная игра без правил критически повышает риски одностороннего применения военной силы».
Ни словом не обмолвившись о доминирующей в мировых СМИ теме отравления Алексея Навального и его ареста по возвращении на родину, на фоне массовых протестных акций в самой России, Владимир Путин счел необходимым обрушиться с критикой на мировых «цифровых гигантов», социальные сети, посредством которых критически настроенные к режиму люди получают информацию. «Это уже не просто гиганты какие-то экономические, по отдельным направлениям они уже де-факто конкурируют с государством», – негодовал он.
«Нужно забыть противоречия и вместе бороться с вызовами»
Корреспондент Русской службы «Голоса Америки» поинтересовалась у российских экспертов, что им больше всего запомнилось в выступлении Владимира Путина перед участниками 51-го Всемирного экономического форума.
Полномочный представитель Санкт-Петербургского университета технологий управления и экономики, член Комитета гражданских инициатив Сергей Цыпляев с сарказмом отметил, что основным посылом этой речи можно считать фразу из мультфильмов про кота Леопольда: «Давайте жить дружно!».
«Сейчас ведь кризис, поэтому нас нужно объединяться и решать все проблемы сообща», – поясняет посыл Путина собеседник «Голоса Америки».
И продолжает: «На глобальные экономические проблемы был представлен не тот взгляд, к которому многие привыкли. Все эти “мы покажем вам кузькину мать” и прочие элементы “Мюнхенской речи” уходят в сторону. Было предложение пустить побоку все разговоры про геополитику и сосредоточиться на экономике, где сосредоточены реальные проблемы».
Сергей Цыпляев также отметил явное желание российского президента поговорить с большой международной аудиторией – ведь подобная трибуна не предоставлялась ему довольно давно, и из-за исключения из G-8, и из-за ограничительных мер, связанных с пандемией.
Очевидно, что Путину явно хочется поделиться со всем миром собственным 20-летним опытом управления Россией и высказать, все, что он думает о сложившейся международной ситуацией. «И в этой части, в его оценках и в анализе положения дел, видна левая парадигма: смотрите, свобода порождает неравенство – как внутри стран, так и между странами. Давайте мы будем вместе это неравенство сокращать, ибо оно может в конце концом привести к социально взрыву.
И еще одна мысль из явно левого спектра – то, что либерализм не справляется с этими вызовами. Поэтому будет возрастать роль государства, Центробанков и госбюджетов. То есть – даешь госрегулирование!», – иронизирует эксперт.
И резюмирует: «Думаю, что многие страны вряд ли с этим согласятся, поскольку такие выводы далеко не очевидны.
И еще одна позиция в этой речи меня немного удивила, и мне хотелось бы увидеть обоснованные расчеты. Я имею в виду тот момент, где говорится об уровне бедности и выясняется, что Америка стремительно впадает в бедность, Китай средними темпами выходит из бедности, но самыми быстрыми темпами из нее выходит Россия. То есть, у нас все замечательно по скорости экономического развития, а Америка на нашем фоне просто загнивающая страна. И это вызывает критические замечания, но в целом посыл этой речи сводиться к тому, что нужно забыть противоречия и вместе бороться с вызовами» – считает Сергей Цыпляев .
«Рубить канаты –это самое плохое, что могло бы быть»
Политолог Александр Кынев выделил экономический контекст выступления:
«Я так понимаю, что есть попытка интегрировать Россию (в глобальные экономические процессы – А.П.). Потому что на мой личный взгляд санкции приносят больше ущерба, чем пользы. Во всяком случае – санкции против страны и конкретных отраслей, потому что они лишь ведут к усилению изоляции, а изоляция – это зло».
По мнению Кынева, это приводит к эффекту «осажденной крепости», что только усиливает режим. «Посмотрите на Кубу, которая живет под санкциями с 1960 года, и что? Они дали какой-то эффект? Нет, наоборот, они привели к консолидации вокруг режима Кастро и служили все эти годы оправданием для режима, чтобы закручивать гайки», – убежден собеседник Русской службы «Голоса Америки».
По его мнению, персональные санкции против чиновников и бизнесменов «полезны и оправданны», а вот секторальные санкции и препятствия для простых граждан при выезде за рубеж наносят вред. «Я считаю, что облегчение коммуникаций, облегчение интеграции людей и общества проведет к его эволюции и к тому, что у людей будут меняться запросы в отношении самой власти. И это – единственный способ развития, потому что иначе будет консервация и путь в никуда», – считает Кынев.
И подытоживает: «Кто приглашал Путина (выступить на ВЭФ), я не знаю, но считаю, что сам факт этого приглашения – скорее плюс, чем минус. Потому что рубить канаты, это самое плохое, что могло бы быть».
«Трудно разобрать, где заканчивается политика и начинается экономика»
Кстати, тема якобы негативного влияния IT-гигантов, затронутая в выступлении Владимира Путина, получила незамедлительное развитие в виде демарша российского МИД. В ноте, которую внешнеполитическое ведомство вручило на следующий день американскому посольству в Москве, выражается недовольство распространением «недостоверных фейков о России американскими цифровыми платформами». В связи с чем пользователи ряда популярных соцсетей в своих комментариях к этой информации иронизировали: дескать, если бы американцы распространяли о России «достоверные фейки», было бы совсем другое дело.
Комментируя это развитие событий Русской службе «Голоса Америки», доцент кафедры европейских исследований СПбГУ Татьяна Романова напомнила, что министр иностранных дел России Сергей Лавров в последнее время отличился несколькими весьма жесткими высказываниями в адрес «наших западных партнеров».
«Мне показалось, что нынешняя давосская речь (Путина) по тональности не очень отличается от его речи на заседании Валдайского клуба осенью прошлого года. В общем и целом, на передний план выдвигается попытка конструктивной повестки, то есть – сотрудничества, несмотря на все разногласия. Причем, эти разногласия практически не описываются, а речь идет об общих вызовах и о том, что ситуация складывается достаточно критическая. Поэтому стоит подумать о том, чтобы действовать сообща», — описала выступление российского президента Татьяна Романова.
Принято считать, что Давосский форум занимается проблемами глобальной экономики, но не геополитики. Татьяна Романова с этим не совсем согласна: «Довольно трудно разобрать, где заканчивается политика и начинается экономика. И даже санкции наше руководство часто называет мерами конкурентного сдерживания в экономическом плане, но не в политическом.
Для Запада политико-правовая составляющая находится в авангарде и является основой сотрудничества. В то время, как Россия делает упор на социально-экономическую сферу».
Как сообщал «Голос Америки», в своем первом брифинге после назначения на пост главы внешнеполитического ведомства США, госсекретарь Энтони Блинкен выразил «глубокую озабоченность» в связи с обращением с российским оппозиционным лидером Алексеем Навальным и ситуацией с правами человека в России в широком плане.
На снимке — Давос, Швейцария, 21 января 2021г
Фото — Голос Америки