“Овцеводство находится в состоянии заброшенности, оно находится под действием силы тяжести, что случилось, произошло, куда оно пошло, куда делась эта сфера. Многие жители села отказываются заниматься овцеводством, свиноводством, потому что вкладывают большие деньги, в результате получают минимальный доход”, — сказал в беседе с Aravot.am глава общины Нор Кянк Ширакской области Ара Сукиасян.
По его словам, в общине они содержат больше крупного рогатого скота, потому что заготовка молока организована: 4-5 организаций закупают молоко, дешево, но хотя бы покупают регулярно у сельских жителей.
А овцеводство стало убыточной отраслью, много страданий, почти нет доходов, потому что нет потребительского рынка.
“Не может ли наше государство организовать заготовку скота для нашей армии и других структур?” Сегодня это открытая тема, мясохранилищ нет.
В свое время начали заготавливать овец: их вывозили в другие страны. Для пастуха не было важно кто заготавливал, куда возили, ему давали деньги и заготавливали. Через два года этот рынок начал процветать, и люди начали разводить овец. Два года спустя снова пошел спад. И те, кто уже купили, начали заниматься, пострадали.
Я не говорю о покупке шерсти, сегодня мы покупаем и носим одежду из синтетики, все мы знаем, что это плохо для нашего здоровья. По шерсти и коже нет абсолютно никакого прогресса. Почему бы и нет, и мясо: сегодня баранина — самое дорогое мясо.
В нашем конкретном сообществе, по сравнению с 2020 годом, в 2021 году мы можем сказать, что количество овец уменьшилось, потому что люди не знают, что им держать, что делать. Это всего лишь продажа баранины, приезжают братья наши езиды, берут и все. Это значит, что другого рынка для овец нет.
Люди могут прийти принести жертву, купить ягненка, но платят за это так мало денег, что это невыгодно хозяевам, доход настолько низок, что расходы не покрываются.
Понимаете, наша община, в частности, безземельная, у нас нет больших участков земли, чтобы “иметь траву” для посева зерна, конечно, у нас нет воды для выращивания овощей. Но люди еще находят способы, сеют, но стоимость очень высокая, цена сена в 2020 году составляла 1300-1500 драм. Другими словами, как вести себя сельчанам, чтобы цена мяса снизилась, и у него тоже был доход.
Естественно, если цена на траву высока, у человека низкий доход и он вынужден работать за границей”, — говорит мэр.
Напомним, что ежегодно 300-350 молодых людей из этого сообщества выезжают в Россию на заработки за границу.