Кандидат в премьеры Грузии Ираклий Гарибашвили 19 февраля представил парламенту новый состав правительства и правительственную программу. После рассмотрения кандидатов в формате комитетов и фракций, парламент утвердит новое правительство на будущей недели. Для этого необходимо как минимум 76 голосов. При этом у правящей «Грузинской Мечты» в законодательном органе 90 депутатов, передает Голос Америки.
Гарибашвили ранее уже был премьер-министром Грузии (2013-2015). С сентября 2019 года он занимал в правительстве Георгия Гахарии пост министра обороны.
Напомним, что 18 февраля премьер-министр Грузии Георгий Гахария сделал неожиданное заявление о том, что покидает занимаемый им пост. Причиной своего ухода он назвал разногласия в правящей партии в связи с задержанием председателя самой крупной оппозиционной партии «ЕНД» Никанора (Ники) Мелия, который отказывается платить сумму залога, постановленную судом. Гахария, согласно его словам, был против ареста Мелии, так как считал, что за этим последует эскалация ситуации, однако он не смог убедить в правоте своей позиции других членов правящей команды.
Оценки в Вашингтоне
Призывы решить политический кризис в Грузии путем диалога были сделаны в Вашингтоне. Официальный представитель Госдепартамента США Нед Прайс обратился к правительству Грузии с призывом «действовать в соответствии с его евроатлантическими устремлениями и укреплять свою приверженность принципам демократии, свободы личности и верховенства закона».
В свою очередь президент Парламентской ассамблеи НАТО Джеральд Коннолли, который также является сопредседателем Группы друзей Грузии в Конгрессе США, отметил что «урегулирование затянувшегося политического кризиса имеет решающее значение для демократического будущего Грузии и ее евроатлантической интеграции».
В заявлении 18 февраля Коннолли призвал правительство и оппозицию «проявить чрезвычайную сдержанность» и решить существующий кризис и вызвавшие его разногласия путем мирных переговоров.
Джеральд Коннолли напомнил, что десять дней назад он вновь представил двухпартийный «Акт поддержки Грузии» в Палате представителей Конгресса Соединенных Штатов, и что наряду с твердой поддержкой суверенитета и безопасности Грузии со стороны США, особенно перед лицом российской агрессии, данный документ «подчеркивает важность дальнейшего развития демократических ценностей в Грузии, включая свободные и справедливые выборы, прозрачность и подотчетность государственного сектора, верховенство закона и усилия, направленные на борьбу с коррупцией».
«Общие демократические ценности, в том числе между странами-членами НАТО и нашими партнерами, такими как Грузия, являются нашим стратегическим оружием против Москвы, Пекина и других автократий», — считает президент Парламентской ассамблеи НАТО.
Оценка эксперта
Георгий Мчедлишвили из Университета Европы полагает, что уход с поста Георгия Гахарии, премьера с высоким рейтингом одобрения, и возвращение Ираклия Гарибашвили подтверждает то, что несмотря на декларированный уход из политики основателя «Грузинской мечты», миллиардера Бидзины Иванишвили, рычаги управления остаются у него в руках.
«Гарибашвили, который считается наиболее приближенным к Иванишвили лицом, был не лучшим премьером в своё время, и его возвращение говорит лишь о дефиците новых лиц и новых ресурсов. Это вынужденное политическое решение и скорее всего, его автором является Иванишвили. По-видимому, предыдущий премьер Гахария имел отличное от Иванишвили мнение по ряду вопросов, в результате он предпочел покинуть свой пост, и это решение скорее всего негативно отразится на популярности правящей силы», – считает Мчедлишвили.
Примечательно, что в письме, распространенном 11 января, Иванишвили заявил, что «считает свою миссию выполненной» и что он возвращается к тому укладу жизни, который вёл до 2011 года. Согласно его словам, он был всегда далёк от политики, но ему пришлось основать политическую партию с целью смещения путём выборов «насильственный, негуманный и недемократический режим» экс-президента Михаила Саакашвили. Тем не менее, оппоненты Иванившили утверждают, что на самом деле он продолжает неформально править страной и контролировать грузинское правительство.
Георгий Мчедлишвили приводит цифры из последнего исследования, проведенного в Грузии Национально-демократическим институтом (NDI) – американской неправительственной организацией – рейтинг одобрения самой крупной оппозиционной партии «ЕНД» составлял в декабре 2020 года 5%.
«Исследования показывали, что оппозиция теряла поддержку населения. Также западные партнеры, считая парламентские выборы несовершенными, все же признавали их легитимность, призывая оппозицию прекратить бойкот парламента. Так что лидер «ЕНД» Ника Мелия сознательно пошел на обострение, умело повысил градус температуры, и негибкий подход властей, ошибочное решение об его аресте, с которым был несогласен Гахария, серьезно повлияли на позиции западных партнеров, для которых вряд ли может быть приемлемым задержание лидера крупнейшей оппозионной партии в этой части мира, где беспристрастность судов вызывает слишком много вопросов», – отметил эксперт.
Мчедлишвили считает, что сегодня «ЕНД» находится в преимущественном положении по сравнению с «Грузинской мечтой», что нельзя сказать о других партиях, сгруппировавшихся вокруг этой политической силы. Политолог говорит, что они расстворились «в тени «ЕНД», в то время как по опросам, согласно Мчедлишвили, в течение лет часть грузинской общественности выступает за создание нового политического центра.
«По-видимому в грузинской политике поляризация останется данностью и грузинскому избирателю еще долго придется выбирать между партиями Саакашвили и Иванишвили, так как в течение лет никак не удается сформироваться альтернативной силе», – резюмировал эксперт.
Фото — Голос Америки