Лента новостей
Новости дня

Укрепит ли расширение российской военной базы отношения Пашинян-Путин?

25 февраля,2021 21:25

Армения обеспечит выполнение требований по безопасности транспортного сообщения Азербайджан-Нахичеван

Армянская сторона заинтересована в расширении 102-й российской военной базы в Гюмри и развитии ее потенциала. Об этом на днях в интервью РИА Новости заявил министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. “Армянская сторона всегда интересовалась этим по той простой причине, что вся база входит в состав объединенной группировки Вооруженных сил Армении и (России), следовательно, расширение базовой мощности автоматически подразумевает развитие потенциала совместной группы, действующей на двусторонней основе в коллективном регионе Кавказа”, — сказал он. По словам министра обороны; “конечно, руководство Минобороны России учитывает военно-политические реалии в регионе, и были предприняты правильные шаги по укреплению и модернизации базы “. “И я уверен, что этот процесс будет долгосрочным», — заверил Арутюнян.

Ереван и Москва прорабатывают возможность передислокации определенного военного формирования 102-й российской военной базы на востоке Армении, добавил Вагаршак Арутюнян: “Скорее всего, правильнее говорить о возможности передислокации какого-либо военного формирования с российской военной базы в восточном направлении Армении (с учетом ее расширения), и в этом контексте вопрос прорабатывается совместно”.

Кроме того, по его словам, в Армении на пограничников возложены дополнительные функции.  “Действительно, у российских пограничников есть дополнительные функции по обеспечению безопасности и охраны границы Республики Армения с Азербайджаном. До конфликта в Нагорном Карабахе, сотрудники ФСБ департамента охраны пограничной России в Армении несет ответственность за обеспечение безопасности и защиты границ Содружества Независимых Государств, проходящей через территорию Республики Армения. Сегодня ситуация существенно изменилась”,- пояснил министр.

При этом он отметил, что не видит необходимости в размещении в стране второй российской военной базы: “Что касается размещения на территории республики дополнительных воинских формирований Вооруженных сил России, то я считаю, что в этом нет необходимости. Действующая нормативно-правовая база между нашими государствами определяет статус и регулирует деятельность только одной российской базы”.

Напомним, что в 1995 г. согласно межгосударственному соглашению, российская военная база расположена в Гюмри, а в 2010 г. в соглашение были внесены изменения, согласно которым первоначальный 25-летний срок его размещения в Армении был продлен до 49 лет, то есть до 2044 года.

После войны в Арцахе во всем регионе возникла новая ситуация. Армения и остальная часть армянского Арцаха сталкиваются с угрозами со стороны турецко-азербайджанского тандема, тандема, который цивилизованный мир дал войне карт-бланш и до сих пор не демонстрирует последовательности в изгнании сирийских наемников из нашего региона через Турцию.

В такой ситуации, конечно, для Армении логично укреплять оборонный сектор, тем более что после войны Турция и Азербайджан продолжают военно-промышленное сотрудничество, подписывают новые соглашения, разрабатывают и реализуют программы военных поставок в Азербайджан.

В нынешней атмосфере расширение российской 102-й военной базы в Гюмри кажется вполне логичным, более того, даже сегодня необходимо. Однако есть еще один важный вопрос: в результате было принято решение о расширении 102-й российской военной базы в Гюмри. Можно предположить, что политическое решение принято. В этом случае возникает другой вопрос, а какое политическое решение помешало ему адекватно действовать в Гюмри в дни российской 102-й военной базы, когда был обстрелян ряд армянских населенных пунктов: Варденис, Капан, Давид-Бек, мирные жители получили ранения от атак Азербайджана, но российская сторона предпочла не вмешиваться.

А какое политическое решение примет российская 102-я расширенная военная база в других возможных военных операциях? Другими словами, если власти Армении хотят повысить уровень обороноспособности страны, они должны понимать, что для этого им необходимы надежные отношения с руководством России. Есть ли такие отношения сегодня? В результате известные российские военные эксперты уже публично обвиняют нынешние власти Армении в том, что они умышленно не доставляли необходимое оборудование, запрошенное и полученное Россией в Арцах во время войны.

Следовательно, российская военная база может быть размещена в каждом регионе Армении в качестве сдерживающего фактора для противников Армении, но будет ли эта военная база адекватно защищать безопасность граждан Армении, если в следующей возможной войне произойдут новые нападения на армянские поселения?

В течение многих лет мы, конечно, слышали, что Армения будет адекватно защищена, если у нее будет сильная и боеспособная армия, и никакая страна или альянс не сможет лучше защитить Армению и ее граждан. Ставила ли Армения такую ​​задачу перед собой после войны?

Армения проведет реформу армии, оптимизирует численность армии, перейдет на новые системы вооружения и военной техники. Об этом в интервью РИА Новости заявил министр обороны Армении Вагаршак Арутюнян. “Военные реформы в Армении не только планируются, но и уже проводятся, более того, наши российские партнеры самым непосредственным образом вовлечены в этот процесс”, — сказал он. “Конечно, с учетом боевого опыта и известных событий в Карабахе мы пересмотрим следующие вопросы: оптимизация боевых действий, в первую очередь, за счет увеличения боевой составляющей, вооружения новыми комплексами, поддержания кадрового потенциала, повышения уровень офицеров, государственных служащих и контрактников”, — сказал Арутюнян. По его словам, усилия будут направлены на развитие систем управления, разведки, РЭП, ПВО и беспилотных летательных аппаратов, ракетных и артиллерийских войск.

В рамках военной реформы, по сути, предусмотрена оптимизация военного и цифрового персонала с учетом целевых вопросов, в первую очередь, за счет увеличения боевой составляющей. Означает ли это сокращение военного и численного состава армии в условиях новых опасностей и угроз для Армении, то есть то, что было бы выгодно Азербайджану?

Затем Вагаршак Арутюнян в том же интервью затронул вопрос транспортного сообщения Азербайджан-Нахичевань. “Прежде всего, хочу отметить, что употребление термина “коридор” некорректно, когда речь идет о транспортном сообщении между западными регионами Азербайджана и Нахичеванской Автономной Республикой. Президенты Азербайджана, России и премьер-министр Армении 2020 Согласно заявлению от 9 ноября, коридором считается только Лачинская дорога, которая обеспечивает соединение между Нагорным Карабахом и Арменией. Во всех остальных случаях речь может идти только о транспортных коммуникациях”, — сказал министр, отвечая на вопрос, будет ли обеспечена безопасность перевозки личного состава и грузов по транспортному коридору Азербайджан-Нахичевань. “Отвечая на вопрос, могу сказать, что Армения в соответствии со своими обязательствами обеспечит выполнение вышеуказанных требований по безопасности транспортного сообщения. Вопрос о причастности армии к этому делу на данный момент не стоит в повестке дня, а контроль транспортных коммуникаций, опять же согласно трехстороннему заявлению, осуществляется через пограничников ФСБ России”, — добавил Арутюнян.

Если Армения не контролирует дороги в пределах своих границ, это означает, что Армения теряет свой суверенитет на этом участке. Многие высказывались по этому поводу с 9 ноября, говоря, что власти Армении должны прийти к соглашению со своими российскими коллегами, поскольку Армения не может отказаться от контроля над транспортными коммуникациями, и его выполнение является исключительной ответственностью Армении.

Что касается темы транспортного сообщения между Азербайджаном и Нахичевань, то уместно напомнить Вагаршаку Арутюняну об эпизоде ​​двухлетней давности. В апреле 2019 г. Вагаршак Арутюнян доказал существование Мегринской биржи много лет назад, во времена правления Кочаряна. Касаясь переговоров по обмену Мегри с Лачином на канале 24TV, он сказал, что лично обсуждал этот вопрос с представителями стран-сопредседателей.

На вопрос, видит ли он связь между обменом Мегри с Лачиным и преступлением 27 октября, Арутюнян ответил, что да, может быть такая связь, что следует изучить события, имевшие место в тот период. Он сказал: “Преступление, имевшее место 27 октября, должно быть раскрыто. Это не только необратимый императив верховенства закона, но и направленный на предотвращение подобных террористических атак в будущем”. Вагаршак Арутюнян, который в 1999-2000 гг пребывал в должности,  рассказал о сопредседателях и переговорах между ним во время его пребывания в должности, которые доказывают существование возможности обмена Мегри во время правления Роберта Кочаряна. Вагаршак Арутюнян, как официальное лицо, участвовавший в этих переговорах, буквально упомянул следующее: “Я встречался с сопредседателями, этот вопрос обсуждался дважды, версия Мегри”, — сказал он, показывая свои ранее опубликованные в прессе интервью с сопредседателями и свои фотографии”. Высказывая: “Кроме того, конечно, есть видео, снятое в Минобороне”. О чем Вагаршак Арутюнян обсуждал с сопредседателями, спросил ведущий. “Обсуждался весь обмен Мегринского района. Это был первый вариант, когда сопредседатели встречались с нами после 27 октября. Когда мы заявили, что этот вариант не в интересах Армении и не обеспечивает безопасность Армении, спустя некоторое время была вторая встреча, когда мне предложили вариант, который предполагал обмен не всего Мегринского района, а половину … Это называлось нулевой точкой. Я также сказал, что это не соответствует (имеется в виду, что это не в интересах Республики Армения, ред.). После этого переговорный процесс по Мегри завершился. Я больше не встречался с сопредседателями, и когда мы уедем в мае, сопредседатели будут продолжать встречаться. В тот период, когда я был у власти, после двух моих встреч с сопредседателями были другие процессы. Я был с официальным визитом в России, я провел там переговоры и переговоры в варианте Мегри, по предложению российской стороны, я вернусь к нему, я должен сказать об этом в нужное время. Были и другие встречи”, — сказал Вагаршак Арутюнян.

Интересно, что сейчас думает Вагаршак Арутюнян на основании подписанного 9 ноября трехстороннего заявления Армения-Азербайджан-Россия, в частности, предусмотренного пунктом 9: “По соглашению сторон Азербайджана и Нахичевани будет обеспечено строительство новых транспортных коммуникаций, соединяющих Нахичеванскую Автономную Республику с западными регионами Азербайджана”, о применении положения с точки зрения безопасности Армении.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «АРАВОТ»
24.02.2021г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать