Очередной разговор с таксистом (максимально переведен на литературный армянский). “Что будет с этой страной в конце концов? Вы как журналист более информированы”.
“Мне не сообщают о конце страны”.
“Они хотят свергнуть Никола, удастся ли им?”
“Я думаю, что это не сработает, если это самый важный вопрос”.
“Но сделает ли Никол то, что он говорит, накажет ли бывших?”
“Честно говоря, не знаю, да и наплевать, если надо, пусть каждого на одном дереве повесит. Никол сделал то, что сделал: у нас 4-5 тысяч погибших, и мы потеряли 70% Карабаха”.
“Никол виноват в этом?”
“Если я командир воинской части, и мой склад оружия взорвется во время моего командования, кто виноват?”
“Но они говорят, что была измена, они такие вещи говорят!”
“Мне кажется, что не было предательства, был бардак”.
“Ну, и что будет с этой страной в конце концов?”…
За эти месяцы у меня были такие разговоры десятки раз. Моих собеседников меньше интересует жестокое поражение в прошлой войне, их беспокоит, останется ли Пашинян на своем месте или нет. Иными словами, пропагандистский аргумент “а что с Сержем…”, “а что с бывшими разбойниками?” настолько силен (по объективным причинам), что “затушевывает” катастрофу, случившуюся при нынешней власти нашей страны и по их вине.
Согласно опросу Marketing Professional Group, 38,8% респондентов в Армении считают, что премьер-министр Никол Пашинян должен и дальше возглавлять правительство. 43,6% считают, что ему следует уйти в отставку. Должен честно признаться, что на улице со мной говорят люди, которые составляют 38,8% и руководствуются вышеупомянутой логикой таксиста.
Но я несколько раз писал, что ценю качество больше, чем количество. И в этом смысле митинг сторонников Пашиняна в четверг был знаменательным. По оценке одной из проправительственных общественных организаций, на площади Республики собралось около 10 тысяч человек. Да будет так. А какой слой составлял ядро митинга: губернаторы, чиновники, депутаты и прочие заинтересованные лица не в счет? Ядро составляли в основном люди моего поколения, которые пришли с требованиями “наказать бывших” и “положить конец бархату”.
А теперь вспомните, кто создавал “ауру” той же площади весной 2018 года — яркие молодые люди (в том числе и мои родственники), которые были взволнованы перспективой строительства новой Армении. Большинство из них либо стали безразличными, либо, что еще хуже, призывают премьера уйти в Facebook (опять же, если выразиться литературно).
Важно мнение всех, и таксиста, и бабушки, показывающей когти, и разочарованного молодого человека. Но важнее то, что они живут в Армении, живут бок о бок.