У меня уже была возможность написать, что независимо от того, чем закончится нынешнее противостояние между властью и оппозицией, у нас, как у общества, есть серьезная проблема, и эта проблема находится в нас самих: к туркам, русским и прочим это не относится.
Проблема не в том, сколько людей выходит на улицы или площади с той или иной стороны. Проблема в том, что те, кто сегодня не выходит ни на одну площадь, или, что то же самое, выходят перед лицом угрозы “начальства” или денег, я добавляю последних к числу тех, кто не выходит. Ведь искренних борцов за власть или за “сохранение власти” исчисляются десятками тысяч. Во всяком случае, менее 10% активных граждан Армении. А как насчет остальных?
Попробую представить среднестатистический обобщенный портрет этих “остальных”. Это человек, который на выборах 2017 года (и до этого) взял 10-20 тысяч “с чистой совестью” и проголосовал за РПА-ППА, затем весной 2018 года с большим энтузиазмом закрыл улицы и с проклятиями на губах “отвергал” ту же РПА, и следующие два с половиной года он разочаровался (даже проиграв войну) нынешней властью, продолжая отвергать предыдущую.
Этот человек сильно сомневается в том, что Армении нужна новая революция, потому что а) он боится, что в результате “придут бывшие”, и б) он не видел ни одного “плюса” из предыдущей революции.
Правительство и оппозиция в настоящее время борются за симпатии таких людей, но он “настойчиво” не хочет поддерживать какую-либо партию. Конечно, не исключено, что нынешняя власть решит провести выборы и через подчиненную ей “новую” олигархию раздать еще 10-20 тысяч и использовать административные рычаги (здесь говорят, что новое — это хорошо забытое старое). Но практика показывает, что это не решает никаких проблем, более того, в результате получения избирательной взятки или “проезда” на избирательный участок униженный гражданин испытывает очень негативные чувства к взяточнику или водителю.
А глубокая проблема в том, что люди отвергают кого-то, поклоняются им или разочаровываются, но не имеют стандартов, руководящих принципов, что следует отвергать или принимать. Мифы, клевета или риторика не в счет. Нужны более серьезные и универсальные основы, объединяющие разные политические силы и сотни тысяч людей. Такие идеи возникли в 1988 году и помогли нам выиграть войну. В последующие годы эти идеи умерли, а новые не родились. Вот о чем надо думать.