Официальная Анкара не скрывает свои амбиции везде
Глава турецкой разведки Хакан Фидан недавно сделал замечательное признание: “Турецкая национальная разведывательная организация (MIT) расширила свою роль в сборе информации как внутри страны, так и за ее пределами. Наша структура взяла на себя обязательство в соответствии с интересами нашей страны в конфликтных регионах”.
Сегодняшняя политика Турции в соседних странах, с разными странами мира, Запада и России стала предметом серьезного анализа. Особенно после войны, развязанной турецко-азербайджанским тандемом против Арцаха, всем ясно, что в регионе происходят перестановки и конфликты, а Турция стала активным игроком не только в нашем регионе, но и в республиках бывшего Советского Союза.
В этом плане регистрация главы турецкого MIT вполне естественна: Нагорный Карабах, как мишень турецко-азербайджанского тандема, сейчас находится в фокусе приоритетных интересов официальной Анкары, и его активность очевидна. И не только Нагорный Карабах … Турецкие власти проявляют беспрецедентный интерес к Армении на самом высоком уровне, как будто они тоже считают Армению в числе своих интересов.
На днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, выступая на 14-м саммите Организации экономического сотрудничества, вновь рассказал об Арцахе и последних внутриполитических событиях в Армении. Эрдоган настаивал на том, что главная задача Турции — обеспечение безопасности в Карабахе. “Мы можем укрепить наши экономические и торговые отношения, нейтрализуя угрозы нашей безопасности и стабильности. Я верю, что как организация мы также будем полностью солидарны с Азербайджаном в этом процессе. Мы надеемся, что своими мирными шагами Армения станет частью региональной стабильности”. Затем, коснувшись внутриполитической ситуации в Армении, он добавил: “Я хочу повторить, что мы никогда не принимали и не примем антидемократических интервенций, которые сводят на нет волю народа”.
Напомним, что ранее Эрдоган ссылался на происходящие в Армении события и называл их “попыткой государственного переворота”: “ В настоящее время в Армении предпринимается попытка государственного переворота … Вы знаете, что мы против всех видов переворотов. Я должен открыто сказать, что совершение государственного переворота с вмешательством военных недопустимо. Если правительство сменится, народ Армении должен это сделать. Даже без этого создается ситуация, когда народ может свергнуть Пашиняна. Но когда дело доходит до переворотов, у нас другое мнение”.
Эрдоган был не единственным, кто считал нужным коснуться внутриполитической жизни Армении. Его пресс-секретарь Ибрагим Калын, который является достаточно активным политиком, также осудил события в Армении, добавив: “ Перевороты всегда нарушали демократические процессы и вызывали хаос”.
А министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу сослался на заявление Генштаба ВС РА. “Мы решительно осуждаем попытку военного переворота в Армении. Конечно, в демократических странах граждане и люди могут критиковать правительство и даже требовать отставки. Это естественно, но недопустимо, когда военные даже призывают правительство, пришедшее к власти в результате выборов, уйти в отставку. Поэтому мы еще раз решительно осуждаем этот призыв, сделанный в Армении. Существует важное окно возможностей для стабильности в регионе, которое следует хорошо оценить. Одного урегулирования конфликта между Арменией и Азербайджаном, сделавшего прекращение огня постоянным, недостаточно. Мы говорим со странами региона в формате 3 + 3 о том, чем можно заняться. Попытки такого переворота разрушительны для стабильности страны, поэтому мы противостоим этому”.
На прошлой неделе министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу встретился в Турции с заместителем премьер-министра и министром иностранных дел Грузии Давидом Залкалиани. На совместной пресс-конференции по окончании переговоров Залкалиани отметил, что Турция является сторонником и главным стратегическим партнером Грузии.
Недавние турецко-грузинские переговоры подчеркнули необходимость развития стратегического сотрудничества между Грузией и Турцией на высоком уровне. По словам Залкалиани, у Грузии и Турции есть общие проблемы с точки зрения преодоления эпидемии, а также восстановления экономики.
Глава МИД Грузии также рассказал о начале нормализации экономических отношений и развитии деловых связей между тремя странами Южного Кавказа, Арменией, Азербайджаном и Грузией: “ Мы предлагаем нашим соседям Тбилиси в качестве площадки для диалога. В частности, мы предлагаем начать нормализацию отношений, процесс ориентации на развитие экономики, бизнеса и культуры”,- сказал Залкалиани, выразив убежденность в том, что три страны должны сами позаботиться о регионе.
В свою очередь, Чавушоглу добавил, что они поддерживают территориальную целостность Грузии. По словам министра иностранных дел Турции, они обменялись мнениями со своим грузинским коллегой о шагах, которые необходимо предпринять для стабильности в регионе после прекращения огня в Нагорном Карабахе: “ Предложение в формате «3 + 3» поступило от Азербайджана на предстоящий период, мы его поддерживаем. Мы очень хорошо понимаем, что у Грузии есть определенные резервы, но в любом случае Турция продолжит увеличивать свою поддержку региональных механизмов и сотрудничества, в том числе Грузии”. Чавушоглу отметил, что целью является установление доверия, мира, процветания и стабильности в регионе, а также меры по укреплению доверия в ряде областей, таких как логистика, торговля и энергетика: “ Мы поддерживаем дальнейшее укрепление евроатлантических связей Грузии, и поэтому мы всегда четко формулируем нашу позицию по дальнейшему укреплению отношений между НАТО и Грузией и шагам, предпринятым в процессе присоединения”.
На прошлой неделе, через пять месяцев после турецко-французского кризиса, Эрдоган и президент Франции Эммануэль Макрон впервые провели видеоконференцию. Эрдоган упомянул 100-летие подписания турецко-французского соглашения в Анкаре и подчеркнул, что диалог, налаженный между лидерами двух стран, всегда играет большую роль. Эрдоган настаивал на том, что турецко-французское сотрудничество имеет очень серьезный потенциал: “ Как два сильных союзника по НАТО мы можем внести важный вклад в обеспечение безопасности, стабильности и мира на обширной территории, простирающейся от Европы до Кавказа, Ближнего Востока и Африки. Мы также можем предпринять совместные шаги по борьбе с террористическими организациями, которые угрожают безопасности наших стран, жизни и собственности наших граждан”.
Спустя некоторое время после разрыва отношений с Макроном Эрдоган уже называет Францию своим союзником на Южном Кавказе, представляя себя “домовладельцем”.
В недавнем интервью со своим иранским коллегой Эрдоган сказал, что видит окно возможностей для Ирана и Соединенных Штатов, добавив, что он хочет, чтобы США сняли санкции против Тегерана. На прошлой неделе он призвал к отмене односторонних санкций в отношении Ирана. “Отмена односторонних санкций против Ирана будет способствовать экономическому процветанию и стабильности в регионе”, — сказал он, выступая на 14-м саммите восьми исламских лидеров.
На прошлой неделе стало известно, что Турция ведет переговоры с Пакистаном о производстве совместных боевых самолетов и ракет. Американское издание Bloomberg сообщает, что официальные лица правительств двух стран и вооруженных сил регулярно ведут переговоры. Как сообщает Ermenihaber, последние переговоры на высоком уровне прошли в январе. Согласно газете, частые встречи министра обороны Турции Хулуси Акара со своим пакистанским коллегой и высокопоставленными военными чиновниками, а также присутствие Акара во время визита президента Эрдогана в Пакистан в прошлом году также свидетельствуют о регулярных переговорах по этому вопросу. По словам источника, подробности переговорного процесса и возможные сроки подписания соглашения пока не известны. Утверждается также, что в случае совместного производства истребителей Турция, член НАТО, должна использовать некоторые китайские технологии, поскольку Пакистан разработал свои истребители JF-17 совместно с Китаем. Однако на данный момент неизвестно, планируется ли вести переговоры с Пекином о приобретении китайских оборонных технологий. “Турция рассматривает Пакистан, ядерную державу, как стратегического союзника и потенциального партнера в реализации своих систем ПВО дальнего действия Siper и истребителей TF-X”, — говорится в заявлении.
Ни США, ни Евросоюз, ни Россия не выступают против активной политики официальной Анкары, хотя у них разные подходы к тому или иному вопросу, даже говорят о необходимости введения санкций, часто слышим критику политики Турции.
В интервью русскоязычному журналу “Русская мысль” министр иностранных дел России Сергей Лавров, в частности, затронул политику Анкары. “Турецкое руководство ценит независимую политику в вопросах национальной безопасности. Анкара предпочитает действовать самостоятельно, а не слепо следовать линии США”,- сказал Лавров. По его словам, Турция придает большое значение членству в НАТО и выполняет взятые на себя обязательства в рамках альянса, но оставляет за собой право принимать самостоятельные решения по политическим вопросам. “Турецкое руководство хочет проводить внешнюю политику национальной ориентации и подвергается критике со стороны союзников по НАТО за то, что оно не следует линии Вашингтона и не предоставляет выбранные им средства защиты”, — сказал Лавров, добавив, что в некоторых случаях это даже привело к санкциям. “Пример Турции показывает состояние демократии в НАТО”, — заявил глава МИД России.
Отношения между США и Турцией обострились после того, как турецкая сторона подписала с Россией сделку о покупке систем противоракетной обороны С-400. Телефонного разговора Байдена и Эрдогана пока не было, американская сторона дает понять, что он состоится, когда американская сторона почувствует в этом необходимость. Но, несмотря на все это, Турция как член НАТО является союзником США и отношения с ними являются приоритетом для администрации США.
Вот замечательное наблюдение, сделанное недавно генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом: “ Более 90% населения ЕС проживает в государствах-членах НАТО, но только 20% расходов НАТО на оборону поступает из ЕС. Турция граничит с Сирией и Ираком. Турция взяла на себя задачу обеспечения безопасности в этих регионах. Страны, не входящие в ЕС (США, Турция и Великобритания), поддерживают Европу”. Кстати, Эрдоган поблагодарил генсека НАТО за упомянутые слова, отметив: “Турция, как союзник по НАТО, будет продолжать выполнять все свои обязательства и служить миру и безопасности во всем мире”.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
09.03.2021г