На этой неделе правительство приняло решения о развитии науки и технологий, а также об отмене юридических гарантий финансирования образования.
На первый взгляд, эти решения не имеют ничего общего с текущей ситуацией, обсуждаемыми текущими вопросами. Но такое впечатление можно создать только при поверхностном подходе.
Чтобы понять, почему принимаются решения против образования и науки, необходимо обратиться к вопросу о том, что является социальной базой нынешней власти, что именно “электорат” безоговорочно поддерживает Пашиняна.
Иногда мне попадается точка зрения, которая, как мне кажется, сформирована “постом” некоторых российских кругов. В основе этой власти лежит “группа соросовцев”. Если мы говорим о ряде НПО, то да, они работают после 2018 года, в основном в интересах государства. Но в их число входит несколько десятков человек, и такое количество не назовешь “социальной базой”. Так что американский бизнесмен тут ни при чем. Высокопоставленные чиновники, олигархи, секуляристы и другие аффилированные с ними заинтересованные стороны также, по большому счету, не создают погоду.
“Социальную базу” Пашиняна следует искать в другом месте. В его основе люди с низким уровнем образования, практически нулевым уровнем осведомленности, оторванные от реальности, живущие в мифическом мире.
Когда вы разговариваете с ними (а я часто говорю), они не говорят, что Пашинян – мудрый лидер, эффективный государственный деятель или что правительство предпринимает какие-либо позитивные шаги. Основная тема, которой обращаются представители этого электората, — не премьер-министр или правительство, и нынешняя катастрофическая ситуация в стране, а прошлое. Они сосредотачиваются на прошлом и описывают путь Третьей республики в одном предложении: “Эта страна была разграблена 30 лет”. А Пашинян, в свою очередь, воспринимается как мифический герой, который всегда боролся с этим злом.
Конечно, эти эмоции – не пустое место, которое возникло; предыдущие три правительства не давали этим людям возможности жить достойной жизнью, нормальным образованием и моральной ориентацией. Никто не имеет права винить этих людей, я просто фиксирую ситуацию. И в этой ситуации, чем менее образованы люди, тем больше она в пользу нынешней власти.
А 30 лет истории… Как сказал Жан-Поль Сартр, ничего не меняется так часто, как прошлое.