Сто лет назад в этот день, 16-го марта 1921-го года, два непризнанных тогда международным сообществом государства, большевистская Россия и кемалистская Турция – заключили в Москве договор, который де-факто предопределил последующую судьбу нашего региона.
Договор про Армению был подписан без Армении, был навязан Армении посредством войны, использовав заблудших внутри страны. Значительная часть Армении перешла «братьям» русских большевиков – туркам, во имя «великой идеи», сообразно русской пословице: лес рубят – щепки летят. Большевики за счет своей страны, разрушенной гражданской войной, снабжали «антиимпериалиста» Кемаля, ставя под его удар «империалистов» — армян и греков, которых, в свою очередь, «сдавал с потрохами» уставший от войны Запад…
Весь этот позор и безнравственность также сопровождались излияниями про «армяно-российскую дружбу», и это была уже не царская тирания, а претендующая на «достижение счастья для всего человечества», борющаяся против царского ига, приступившая к созиданию «самого справедливого в мире» строя новая российская власть. И они сейчас говорят, что «мы вас спасли»…
Трагедию столетней давности можно было бы считать сугубо страницами истории прошлого, если бы не реалии, в которых мы живем после 44-дневной войны.
А реалии таковы, что Армения после военной неудачи встала перед лицом экзистенциальной неопределенности, неудачи, одним из важнейших и самых действенных творцов которой была и остается Москва, продавшая оружие Азербайджану на миллиарды долларов «как просто бизнес», которая «ничего не смогла поделать», которая нам «объясняет», что «вековая дружба с нами еще не означает вражды с Азербайджаном и Турцией».
Никто в Армении не желает говорить о российской ответственности, говорят только о «вековой дружбе», чтобы вдруг чего-то еще худшего не «подложили» в оставшейся под армянским контролем части Арцаха, чтобы вдруг не «заподозрили», что «мы идем на Запад», как в ежедневном режиме трезвонят «независимые источники» из лона того же «векового друга», чтобы вдруг не получилось так, что больше не нуждаемся в «спасении» с их стороны или, не приведи Господь, «со всей неблагодарностью подзабыли, как нас спасли и продолжают спасать».
Нагорно-Карабахский конфликт сам по себе не получил бы таких проявлений, если бы агонизирующая советская власть вновь не приоткрыла «папки» от 1905-го года и не реанимировала свои слепые имперские инстинкты. И если бы это имперско-советское «животное» распрощалось с жизнью, скажем, на шесть месяцев позже, то крайне вероятно, во всяком случае ничего бы не помешало, чтобы операцию «Кольцо» оно завершило в Степанакерте…
Кончина российской империи в советской упаковке, будучи величайшим благом для армянского народа, а не «величайшей геополитической катастрофой», открыла возможность для свободного дыхания уже для Свободной и Независимой Армении, однако это свободное дыхание перекрылось, когда уже в «новой» России вновь возродился призрак империи, на этот раз в виде «русского мира», который предполагает максимум прав и минимум обязанностей.
Большим государствам не запрещено распространять свое культурно-политическое влияние в более малых странах, когда это делается без замашек «ключника» и сидения на голове, или прибирания к рукам всего, что представляет собой большую или меньшую ценность, по принципу взаимной выгоды, а не «теслом», по принципу «сила есть – ума не надо».
Сегодня Россия на постсоветском пространстве руководствуется стратегией превращения тридцатилетних независимых, международно признанных государств в свою «зону эксклюзивного влияния», и основой ее конфликта с Западом является то, что предложение Москвой сделки «Ялта-2» Запад отвергает. Но «враг-НАТО» перестает быть врагом, когда речь идет о Турции, для которой можно и атомную электростанцию построить о продать системы ПВО, которые в Арцахе «не работали», так и «суверенное право» Азербайджана дружить с членом НАТО Турцией, тогда как то же самое с другими странами-членами НАТО, скажем, в случае с Украиной рассматривается как «предательство» и «русофобия». Вот и вся «враждебность» НАТО со всем ее «обаянием».
Кстати, о вражде. А кто сказал, что наша дружба с Россией означает, что мы также, как Москва, должны враждовать с Западом – США и европейскими странами, или позволить Москве, чтобы она нам портила отношения с Западом? Или же с объявленными Москвой «врагами», как Грузия, Украина или другие? Или же должны терпеть внутри нас всякое отребье, которое, будучи пойманным за руку, клянется «именем» России, а поймавшего объявляет «агентом темных сил Запада»?…
Этот позор и апофеоз безнравственности столетней давности, похоже, так и остались не переосмысленными – как в Ереване, так и в Москве.
Большевистская Россия уже давно «покоится» на политической свалке, и нет смысла сегодняшней России предъявлять политический счет. Однако, с другой стороны, очевидно, что воскресшие имперские «скелеты», которых лелеют и холят в Москве, а отравляющие атмосферу в Ереване их разные прокси в силу своего низкого интеллекта так и остались в надежде на Москву, не имеют никакой исторической перспективы. И успешное политическое погребение политических трупов имеет также гигиеническое значение – в самом широком смысле слова.
Давно пора осознать, что Армения – не Россия, и ею не станет. И в 21-ом веке международные отношения не могут не следовать нормам цивилизации, во всяком случае, нравы царя Николая Палкина от 19-го века больше никто не потерпит. Тем не менее, призрак «новой империи», который бродит по постсоветскому пространству, закономерно не способен решать какие-либо задачи, но пока еще может проблемы создавать, вплоть до большого кровопускания, во имя вот этого «русского мира». Поэтому пока остается нерешенной сверхзадача – как избежать этого и следовать по пути цивилизованного развития – это и оставляет актуальным все то, что произошло столетие назад.
Рубен МЕГРАБЯН
Газета «АРАВОТ»
16.03.2021г