Комментируя последнее заявление Левона Тер-Петросяна, руководитель Армянского Института международных отношений и безопасности (АИМОБ), политолог Степан Сафарян на своей странице в Фейсбуке пишет:
«Краткое заявление Левона Тер-Петросяна чрезвычайно противоестественно, совсем не похоже на него. Например, после политического теракта 27 октября 1999 года он призвал встать рядом с государственностью, поддержать и объединиться вокруг властей, оставив в стороне публичные обвинения в адрес Р. Кочаряна и его режима в связи с преступлением, оставив в стороне тот факт, что почти за год до этого Р. Кочаряном и остальными он был свергнут в результате государственного переворота, он называл их партией войны, которая пришла к власти.
Необычен его довольно мягкий “диалог” с Вазгеном Манукяном, деятельность и призывы которого даже далекие от политологии люди оценили как разрушающие государственность. Ведь именно Вазген Манукян открыто заявил о силовых структурах, в том числе и о “сломе” армии, о парализации государственной власти, и дал понять, что этим занимался даже во время войны, призвав высокопоставленных военных не подчиняться приказам главнокомандующего, а недавняя бесславная деятельность на Баграмяна была всего лишь “лавровым венком” всего этого, с открытым текстом, подстрекающим армию к антиконституционным и антинародным шагам.
Неужели Леон Тер-Петросян всего этого не заметил? Лучше всех заметил. В таком случае, почему он говорит мягче и нежнее в дистанционной полемике с “Вазген джан”, который в 1998 году был одним из встречавших “партию войны”, попрощавшись с ним, поклялся, что в будущем Армении не будет нового Левона, который не простил Левону Тер-Петросяну за то, что он не “передал” ему президентское кресло, и что делал за последние 4-5 месяцев перечисленное и неперечисленное… Почему в случае такой “оппозиции” Левон Тер-Петросян считает, что правительство должно уйти, а в 1999 году в случае абсолютно невинной, конституционной и ориентированной на конкретный путь оппозиции общественность должна была объединиться вокруг правительства, обвиняемого и подозреваемого в преступлении?…
Какова причина? 1998 год не простить Вазгену Саргсяну? Не простить 2018 год Николу Пашиняну? Я должен сказать нечто внешне парадоксальное, но власти в 1999 году в лице Саргсяна-Демирчяна и в 2018 году в лице Пашиняна как национально-политические программы имеют много общего, независимо от различий в волеизъявлении, биографических и других характеристиках: власти обоих периодов ставили на повестке дня суверенитет и не были “ни западом, ни севером”. Разве это не приемлемо для Тер-Петросяна или неприемлемы люди, один из которых был участником государственного переворота (Вазген Саргсян), а насчет другого, Никола Пашиняна, возможно, надеялся, что он вернется к повестке дня его некогда отвергнутой концепции Нагорно-Карабахского конфликта, но он этого не сделал?…
Непонятна эта необъяснимая резкость Тер-Петросяна по отношению к Николу Пашиняну, и напротив, нежный дистанционный диалог с Вазгеном Манукяном, с которым диалог Тер-Петросяна теоретически должен был быть жестким как в плане воспоминаний, так и в области ценностей. Тем более, что “Движение за спасение отечества” не представляет угрозы с точки зрения внутриполитической напряженности в силу своей неоспоримой провальности и фактом отсутствия общественной поддержки.
Что же в таком случае беспокоит Тер-Петросяна? Что хочет сказать Тер-Петросян?
Он просто хочет досрочных выборов, не уверен, что АНК преодолеет минимальный порог при Пашиняне? Почему Левон Тер-Петросян соглашается с Вазгеном Манукяном в том, что Никол Пашинян не должен организовывать выборы, потому что они будут “сфальсифицированы”. Только при Николе Пашиняне, одном из четырех лидеров в истории Республики Армения, выборы не были сфальсифицированы и напротив, был “избыток” демократии, даже раздражающий народ избыток, вплоть до хаоса, анархии и вседозволенности ․․․
Почему Левона Тер-Петросяна беспокоит сложившаяся ситуация, когда моменты политической напряженности остались в прошлом, «Движение за спасение отечества» (ДСО) в трауре, в состоянии публичного неприятия и развала, а “развернутая” предвыборная кампания Роберта Кочаряна, например, никак не беспокоит его?․․․ Разве он не видел опасную для суверенитета государства внешнеполитическую повестку ДСО, то есть Вазгена Манукяна или Роберта Кочаряна, “более высокую интеграцию за счет суверенитета и членства Армении в антитурецких лагерях”? Призыв «не бояться» переворота, отвергнутого Тер-Петросяном? … Я уверен, что он слышал эти объявления или интервью. Но его это беспокоит?
Допустим на мгновение, что он не хочет признавать Роберта Кочаряна политическим фактором и поднимает Вазгена Манукяна, если конечно его можно поднять с того места, куда он докатился… Но Вазген Манукян – все тот же Роберт Кочарян ․․․
В любом случае, сегодня все понимают, что единственная реальная угроза законному правительству Никола Пашиняна – это 27 октября-2 ․․․
Не поэтому ли Тер-Петросян считает, что опасность настолько реальна, что Никол Пашинян должен даже временно покинуть Армению с определенными гарантиями безопасности? Но нет…. Текст не об этом и не об этой опасности ․․․
Итак, кому же мешает Никол Пашинян, пользующийся наибольшей общественной поддержкой по сравнению со всеми, как в недавних, так и в предыдущих опросах? Он мешает всем остальным? Должен ли он тогда уехать из Армении, потому что он мешает со своим рейтингом?
Или же, вопрос о физической безопасности президентов, совершивших более ужасные деяния в истории Армении, никогда не возникал. Возникает ли сейчас вопрос о такой безопасности для того, кто только что проиграл в неизбежной войне на протяжении десятилетий? Ведь именно Левон Тер-Петросян в 1997 году в своей статье писал, что перспектива войны неизбежна. Итак, если Никола Пашиняна можно обвинить в том, что он не готовит общество к компромиссам, если он не предатель и факт не представлен, зачем ему временно покидать Армению, пока менее авторитетные здесь фигуры, бывшие президенты или другие, сформируют новую власть, и только тогда он вернется в Армению? ․․․
Это очередной парадокс в тексте Тер-Петросяна ․․․
Будет ли политическая система Армении более стабильной в том случае, если в этот момент и после войны фигуры с относительно более высоким рейтингом, в лице Никола Пашиняна, в ней не будет, а другие, с более низким рейтингом – будут? Тер-Петросяна в незнании политологии не обвинить. Он более чем хорошо знает силу легитимности и катастрофические последствия ее отсутствия. Все это он видел на примере себя и своих преемников.
Или Тер-Петросян просто позиционирует себя радикальным оппонентом или оппозицией Никола Пашиняна, учитывая, что поле деятельности освобождено от ДСО? Роберт Кочарян “мысленно ждет следующего зеленого света” после провала последнего, Тер-Петросян же думает, что ему уже дали зеленый свет?
Комментировать Тер-Петросяна сложно.
Ясно одно, что после войны все три бывших президента Республики Армения сделали одно: они оставили единственную и исключительную ответственность за войну Николу Пашиняну, чему народ не поверил, не поверил разумно и справедливо. А среди бывших президентов только Тер-Петросян мог больше всего с 1998 года отмахнуться от этой ответственности. Он призывал разрешить конфликт по формуле “территории в обмен на мир”, не терять десятилетия, не иметь тысячи жертв и раненых. Два других президента несут еще большую ответственность за эту войну, чем Никол Пашинян, хотя последний несет ответственность за то, что не избежал худшего, как говорят некоторые слои общества.
Такое впечатление, что Никола Пашиняна не прощают все вместе. Потому что в случае с Николом Пашиняном в политической истории Армении произошло нечто феноменальное, чего никто не мог себе представить․ Проиграть войну с такими результатами, потерять часть Арцаха, не быть обвиненным в государственной измене в массах, а быть подвергнутым критике за слабость или другие вещи, иметь высшую репутацию? Ведь в истории Армении президенты даже теряли власть, когда говорили о компромиссах, и в лучшем случае, в истории, они смогли немного навести порядок только через десятилетие․․․ И вот мы оказались в необъяснимой ситуации, необъяснимой даже для бывших президентов ․․․»