Политический кризис в Грузии остается неразрешенным, посредник от ЕС вернулся в Брюссель
Голос Америки. Усилия ЕС способствовать достижению договоренности между грузинской оппозиции и властью оказались непродуктивными. В течение семи дней интенсивных переговоров в различных форматах при посредничестве Евросоюза и США, грузинские политики так и не смогли сблизить позиции. В результате, после очередного безрезультатного раунда переговоров 18 марта, который длился около десяти часов, медиатор от ЕС, личный представитель президента Европейского Совета Кристиан Даниэлсон принял решение вернуться в Брюссель.
Даниельсон призвал грузинских политиков продолжить консультации чтобы преодолеть кризис и начать работать над «настоящими вызовами», стоящими перед страной. Это, согласно мнению шведского дипломата, пандемия коронавируса и ее социальные и экономические последствия, продвижение по повестке дня ЕС и защита интересов безопасности Грузии в регионе.
«Это дело политических лидеров Грузии, и это их ответственность — найти выход из политического кризиса. Это важно для демократической консолидации страны и ее европейских устремлений. Я надеюсь, что сейчас партии серьезно задумаются над этой ситуацией и над теми путями, которые надо пройти и проявят для этого волю, чтобы пойти на компромисс, чтобы с успехом осуществить процесс медиации, и чтобы этот процесс был более понятным. Я верю, что грузинский народ этого заслуживает», — заявил в комментарии для СМИ Даниелсон.
Взаимные обвинения
Грузинское руководство и оппозиция возложили вину за провал переговоров друг на друга.
«В эти дни был очень интересный процесс и движение вперед. Однако, к сожалению, оправдалось то, о чем мы говорили – как видно, для оппозиции недостижение соглашение было самоцелью. Это выразилось в том, что были поставлены ультиматумы, в том числе и такой, который предусматривал, например, попрание принципа верховенства закона. Естественно, такие ультиматумы абсолютно неприемлемы в процессе диалога», — заявил СМИ председатель правящей партии «Грузинская Мечта» Ираклий Кобахидзе.
В то же время представители грузинского руководства считают, что ресурс для переговоров пока не иссяк.
В свою очередь оппозиция заявила, что договориться оказалось невозможным из-за отсутствия гибкости со стороны представителей «Грузинской мечты». В данном случае, принципиальными для оппозиции вопросами были досрочные выборы и освобождение находящихся в заключении политических оппонентов правящей силы.
«Соглашение не было принято из-за двух основных вопросов, это – политзаключенные и досрочные выборы, которые необходимы для решения политического кризиса», — заявил журналистам Акакий Минашвили, представитель партии экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение».
Оппоненты властей подозревают, что представители «Грузинской мечты» находятся под влиянием основателя этой партии миллиардера Бидзины Иванишвили, который в январе заявил, что окончательно уходит из политики. Оппозиционеры в это не верят и считают, что миллиардер продолжает неформально контролировать правительство страны.
«Такое ощущение, что другой стороне было просто запрещено говорить на эти темы (досрочные выборы и заключенные) … В этих вопросах дело не дошло даже до компромиссных предложений», — уточнил в своём комментарии для СМИ Гига Бокерия, один из лидеров «Европейской Грузии». Оппозиция заявляет, что намерена продолжить протестные акции.
Хронология кризиса
Кризис в Грузии начался после выборов 31 октября 2020 года. После того как стали известны итоги голосования, депутаты от оппозиции заявили о фальсификации результатов выборов. С тех пор они бойкотируют работу парламента десятого созыва, требуя проведения повторных выборов. Из 61 депутата от оппозиции от своих мест в парламенте не отказались лишь 6 оппозиционных депутатов от двух партий.
В то же время представители власти заявляют, что не видят повода для проведения повторного голосования и ссылаются на оценки выборов, сделанные Миссией ОБСЕ, и заявления международных партнеров Грузии, которые признают легитимность выборов 31 октября 2020 года. Примечательно, что ряд стран, включая США, делали заявления насчет того, что добиваться расследования возможных нарушений оппозиция должна не путем бойкота, а через суд.
Политический кризис обострился в середине февраля, когда за отказ выплатить дополнительную сумму залога, определенную судом, был задержан председатель самой крупной оппозиционной партии «Единое национальное движение» Никанор (Ника) Мелия. Это решение властей вызвало резкую критику со стороны международного сообщества.
Напомним, что по итогам выборов 31 октября прошлого года, правящая партия «Грузинская мечта», набрав 48.22% голосов, получила 90 из 150 мест в законодательном органе страны. Из оппозиционных партий больше всего – 36 мандатов, в новом парламенте получила партия Саакашвили «Единое национальное движение», за которую проголосовали 27, 18% избирателей, за ней следует «Европейская Грузия» с 5 мандатами (3.79% голосов) – партия, которая была создана соратниками Саакашвили после раскола в «ЕНД». Еще шесть других оппозиционных партий, прошедших в парламент, получили в нём от четырёх до одного места.
На снимке — акция протеста в поддержу лидера грузинской партии ЕНД Ники Мелия у тюрьмы в Рустави. 24 февраля 2021г
Фото — Голос Америки