Всего лишь три месяца спустя Армения на пути выхода из послевоенного кризиса получит шанс, чтобы сделать большой шаг. Конечно, было бы наивностью считать, что тем самым с кризисом будет покончено, однако, это хоть и недостаточный, но крайне необходимый шаг, который также придаст импульс последующим шагам. Следовательно, крайне важно, чтобы успех этого шага не подвергался риску теми угрозами, которые уже сегодня просто на поверхности, о которых сегодня уже публично говорят.
А угрозы многочисленны, важнейшими среди них представляются пять, и их нужно отдельно рассмотреть.
1. Старая избирательная система. Действующая в Армении избирательная система была сформирована прежним криминально-олигархическим режимом в качестве якобы «компромиссной», в которой партийно-пропорциональная система была спарена с так называемой партийно-«рейтинговой». Она позволяла, чтобы состоялась как борьба идей, идеологий и программ, что оставляло место разным партиям, так и развязанная местными «авторитетами» борьба ресурсов. Учитывая, суммарно какой ресурс накопила и централизовала захватившая государство криминальная олигархия, нетрудно было представить, что в результате такого «компромисса» предопределялся единственно возможный выход: «предвыборные взятки съедали людей».
Именно это и произошло в 2017-ом. Однако, они не учли, что всего лишь год спустя то же общество, «покоренное» посредством денег и «авторитетов», в едином порыве выйдет на улицы и опрокинет настолько тщательно сконструированное мошенничество как систему. Навстречу выборам в декабре 2018-го составляющая тогда большинство Республиканская партия Армении (РПА), даже ценой жертвования собственными шансами, грудью встала против ликвидации этой «рейтинговой» системы и снижения проходного барьера. Но сегодня уже ясно, что эта «рейтинговая» система может стать источником бедствия, и не только для будущего парламента, но и именно для страны. Сегодня уже почти готов новый Избирательный кодекс, которым сохраняется только сплошная пропорциональная система, также снижается проходной барьер, ужесточается контроль за «политическими» финансовыми потоками. Принятие нового кодекса – императив дня, и ответственно за это нынешнее парламентское большинство, имеющее для этого весь необходимый ресурс.
2. Дезинформация и информационный террор. Этот вызов дал себя почувствовать со всей силой в послевоенный период, превратившись в угрозу национальной безопасности. По причине слабой, плохо организованной информационной работы он продолжает оставаться таковым. А за период до дня голосования он превращается также в угрозу избирательному процессу. На сегодняшней армянской политической арене есть субъекты, которые не побрезгуют воспользоваться этим «инструментом», чтобы дискредитировать выборы и загадить политическую атмосферу в предвыборный и, почему нет, поствыборный периоды.
Очевидно, что безучастными не останутся также соответствующие «достоверные источники» в России, самые токсичные нарративы которых будут широко растиражированы не менее «достоверными» местными источниками, а также в соцсетях. Конечно, против дезинформации, угрожающей безопасности государства, бороться нужно, но и не нужно забывать, что «противоядием» дезинформации является обеспечение собственных эффективных информационных потоков и быстрое реагирование на события. Следовательно, этот «спящий» режим в государственных органах информации явно не обещает ничего хорошего, особенно когда нетрудно предугадать, что дезинформационные потоки в ближайшее время будут активизированы.
3. Судебная система и правоохранительные органы. Постреволюционная реформация может считаться несостоявшейся, пока очередь реформ не достигла судебной системы и правоохранительных органов, и это аксиома, хотя, в плане времени, это уже разговор для периода после выборов. Но тем не менее, власти есть что делать и в предвыборный период касательно вышеуказанных институций. Принятые на днях изменения в Судебном и Уголовном кодексах, дополнительные полномочия, переданные Высшему судебному совету, пожалуй, позволят, чтобы судебная система была адекватной в случаях правонарушений, в отличие от позора, свидетелем которого мы были в ноябре прошлого года и после этого. От правоохранительных органов – Полиции, СНБ, следственных органов – потребуется больше оперативности в действиях, чтобы не позволить какого-либо выхода избирательного процесса из рамок закона, и, в этом смысле, священная обязанность действующего Правительства перед обществом избирателями, налогоплательщиками – «подтянуть» соответствующие институции.
4. Возможность террористической активности. В стране, увидевшей двадцать два года назад террористический акт, нужно со всей серьезностью относиться к призывам к физической расправе, фактически – призывам к терактам, которые за последние месяцы прозвучали из разных трибун и площадок со стороны разных безответственных «политических» субъектов. Более того, они даже пытаются доказать, что во имя результатов, вытекающих из их узкопартийных или узкогрупповых интересов, «любое средство оправданно»! К сожалению, это цитата из публичных выступлений нескольких персон, по факту которых, хоть и не во всех случаях, но заведены уголовные дела. Этот вызов напрямую затрагивает профессионалов из соответствующих правоохранительных структур, которые точно знают, что в предвыборный период мотивов для подобной преступной деятельности станет многократно больше.
5. Общественная апатия и огромный сегмент разочаровавшихся граждан. Наверно, это самая замаскированная угроза, которая даст себя почувствовать позже, если все его разрушительные последствия уже сегодня не удостоятся самого пристального внимания. Об этом у нас в руках есть достоверные сведения, основанные на соцопросах, проведенных американским IRI, согласно которым, лидирующий по рейтингам «Гражданский договор» (ГД) поддерживается лишь 32% граждан, а занимающая второе место «Процветающая Армения» — лишь 3%, тогда как сторонники «никого» численно превосходят сторонников ГД. А это означает, что у нас серьезнейшая проблема, поскольку это свидетельствует о недоверии со стороны значительной части общества – ко всему политическому полю, вообще к политике, к возможности нахождения выходов посредством выборов. Механически прибавляя рейтинг ГД к рейтингу сторонников «никого» получаем тот же процент, который получил «Мой шаг» в 2018-ом. Конечно, механическая суммация еще не означает, что все настолько просто. Однако, это показывает, насколько ответственно должны относиться к своей миссии политические силы, которые будут участвовать в избирательном процессе.
Политические тексты, поведение, искренность, внутренняя способность к тому, чтобы не недооценивать аналитические способности и память людей, общества, исключение чванства и заносчивости, солидарность в вопросах государственной важности, воздержание от манипулятивных и недобросовестных приемов – все это даст разочаровавшемуся сегменту ответ на единственный вопрос: стоит ли идти на избирательный участок или нет, и весь этот процесс в нашей стране «принадлежит ему» или нет? В этот раз избиратель не только оценит отдельные политические силы, но и все то в Армении, что называется и будет называться политикой. Обнадеживает, что высокопоставленные представители нынешнего политического большинства не только осознают, но и публично заявляют об этом вызове. Однако, ответственность по этому вопросу лежит на всех.
Послевоенную Армению ждет большой экзамен, итог которого предопределит дальнейший путь нашей страны, и это экзамен для всех нас и каждого из нас – без исключения.
Рубен МЕГРАБЯН
Фото – «Айкакан Жаманак»
Газета «АРАВОТ»
23.03.2021г