В ноябре прошлого года был сформирован альянс из более чем десятка оппозиционных партий, получивший название “16+” или “17+”. Этот блок, в котором Дашнакцутюн играет ключевую роль и имеет своего кандидата на пост премьер-министра (Вазген Манукян), за эти месяцы активно действовал на улицах и площадях Еревана. Были предприняты шаги, которые были эффективными, некоторые действия не увенчались успехом, иногда риторика была политической, иногда (на мой взгляд) уличной. Я не собираюсь брать на себя роль строгого судьи, пусть это делают те, кто у власти. Ведь люди выражали свое горе по поводу нашего позорного поражения в войне и ее последствиях, совершенно справедливо указывая на главного виновника, который, однако, не признает своей вины.
Но каждое движение имеет начало и должно иметь конец. И на данном этапе позвольте мне сделать несколько замечаний о деятельности этой части оппозиции за 5 месяцев. Начнем с названия: название “Движение за спасение родины” кажется мне слишком амбициозным. Есть только один спаситель, нет спасителя среди смертных, надо быть скромнее.
Аудитория – более фундаментальный вопрос. Основная аудитория Пашиняна – люди с низким уровнем образования, малоинформативностью, живущие в мифическом мире, которым наплевать на проблемы нации и государства. Достаточно показать им чучело “бывших”, и они все забудут. Аудитория оппозиции разная. Невозможно говорить с ним на одном языке и влиять на тот же уровень аргументов, который использует Пашинян при общении со своей аудиторией.
В частности, ярлык “капитулянт” или “предатель” может показаться мыслящим людям противоречивым. Поскольку эта аудитория, в отличие от электората Пашиняна, состоит из людей, которые ничего не воспринимают за чистую монету, они могут спросить, было ли подписанное 9 ноября совместное заявление договором о капитуляции или почему? В чем выражается предательство Пашиняна, если человек не может руководить страной, а государство ведет от неудач к неудачам, означает ли это автоматически, что он предатель?
Тогда этой части оппозиции, наверное, стоит подумать о способах борьбы. Не изменилась ли ситуация с тех пор, как премьер-министр объявил день досрочных выборов? Должны ли партии этого блока заявить вместе или по отдельности, будут ли они участвовать в выборах, призывать к бойкоту, а может быть, они просто проигнорируют это? (Кстати, открытие проспекта Баграмяна было с их стороны очень правильным решением, закрытие этой территории не решило никаких проблем).
Наконец, помимо критики, мыслящей аудитории нужно представить что-то “позитивное” — план вывода страны из сложившейся ситуации.