Как известно, одним из путей выхода из кризиса в Армении было создание переходного правительства, которое было бы аполитичным, технократическим. Это предложение не было реализовано: Пашинян и “Мой шаг” ни на секунду не хотят отказываться от власти, кто знает, что будет до выборов, вы видели, как кто-то украл их места.
Однако, поскольку очень маловероятно, что выборы (как бы они ни закончились) могут разрешить этот кризис, и наоборот, предполагается, что новое (старое) правительство не будет твердо стоять на своих местах, мы можем описать эту идею двумя словами. Применимо ли это вообще в Армении?
Взять, к примеру, министра образования и науки. После революции эту должность занимал член партии, политик, активный “ходячий”, яркий революционер Араик Арутюнян, который сейчас вроде бы сошел с арены, хотя его считают советником премьер-министра. 23 ноября 2020 года министром был назначен беспартийный профессор Ваграм Думанян, которого можно назвать профессиональным технократом. Есть ли существенная разница в поведении двух министров? Например, Думанян говорит, что дети, “силой привезенные” администрацией школы на митингах Пашиняна, на самом деле сами хотели слушать политические выступления. Арутюнян сказал бы то же самое, может быть, с чуть более агрессивной интонацией.
Или премьер-министр говорит, что нужно продать здания всех университетов и на полученные деньги создать университетский город за пределами Еревана. Если бы Ваграм Думанян был просто профессором ЕГУ, он бы просто посмеялся над этой идеей. Но теперь министр дает расплывчатый ответ (Заместитель начальника Генштаба Тиран Хачатрян почувствовал на своей коже последствие смеха). Член партии Араик Арутюнян также проповедовал продажу университетских зданий. Теперь, если премьер-министр прикажет, скажем, “скрестить” консерваторию и политехнический институт, как вы думаете, не побежит ли Думанян выполнить это поручение, забыв о профессионализме?
Следовательно, в данной ситуации, в условиях этих политических традиций и этой конституции лицо, занимающее должность, должно либо вести себя как “рюкзак” (даже если он не является “рюкзаком” по происхождению), либо он должен покинуть свой пост. В случае клептократии, власти воров (до 2018 года) и охлократии, власти толпы (после 2018 года), система профессиональных менеджеров не может быть создана. Во-первых, должен быть сформирован режим, в котором учитывается мнение независимых, бескорыстных людей, и только потом стоит думать о том, следует ли таким людям давать должности.