Factor.am. Бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Ричард Хогланд опубликовал примечательную статью на сайте The International Conflict Resolution Center, в которой приводит интересные подробности о деятельности Минской группы.
В статье Хогланд упоминает, сможет ли Минская группа ОБСЕ сыграть свою роль после Арцахской войны 2020 года.
“Вопрос о будущем Минской группы зависит от того, с какой стороны мы смотрим. Понятно, что Ереван считает, что продолжение работы Минской группы необходимо для определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Баку придерживается противоположной позиции, отмечая, что Нагорный Карабах должен быть неотъемлемой частью Азербайджана”, — написал дипломат, отметив, что это загадка, с которой Минская группа столкнулась с самого начала.
Хогланд говорит, что после 30 лет работы в Госдепартаменте, с января по сентябрь 2017 года, его попросили вернуться на службу в качестве американского сопредседателя Минской группы, поскольку первый неожиданно ушел в отставку.
“Хотя я никогда не работал дипломатом в Армении или Азербайджане, Южный Кавказ для меня не terra incognita. Я был директором Управления Госдепартамента по Кавказу и Азии и часто бывал в странах Южного Кавказа”, — написал американский дипломат, добавив, что имеет некоторое представление о нагорно-карабахском конфликте.
Бывший сопредседатель США пишет, что каждые шесть недель во время своего визита в регион посол Каспршик и другие сопредседатели Минской группы встречались с высокопоставленными официальными лицами Армении и Азербайджана, а из Армении посещали Нагорный Карабах для встречи с официальными лицами в Степанакерте. Время от времени они ездили в Москву, Брюссель и другие столицы, чтобы представить правительствам свою работу и статус нагорно-карабахского конфликта.
“По сути, мы делали то, что приходит в голову людям, когда думают о дипломатической жизни. Мы спустились в пятизвездочные отели, воспользовавшись частной столовой и баром без дополнительной оплаты. Мы всегда искали лучшие рестораны в городах, в которых были. Мы хорошо жили, показывая флаг ОБСЕ и напоминая Баку и Еревану о существовании Минской группы. Но, честно говоря, было достигнуто очень мало”, — откровенно сказал Хогланд.
Он выступил с интересными откровениями в связи с “планом Лаврова”.
“За прошедшие годы ОБСЕ разработала Мадридские принципы, дорожную карту для окончательного урегулирования нагорно-карабахского конфликта, которое должно было закончиться самоопределением народа Нагорного Карабаха. Во время моего пребывания на этом посту министр иностранных дел России Сергей Лавров представил свой план урегулирования конфликта, аналогичный Мадридским принципам и это сразу же стало известно как “план Лаврова”, хотя нас предупредили, чтобы мы называли его “планом на столе””, — написал американский сопредседатель, добавив: “Когда был опубликован так называемый “план Лаврова”, я спросил своего коллегу, российского сопредседателя посла Попова, действительно ли Кремль осуществит его, если Ереван и Баку его примут. Он честно ответил: “Конечно, нет”. Тогда мне стало ясно, что Нагорный Карабах — это не двусторонний вопрос между Арменией и Азербайджаном, на самом деле это трехсторонний вопрос, в котором Россия играет ключевую, если не решающую роль”.
Автор пишет, что Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровье и Восточная Украина — это конфликты, которые Москва может разрешить, но предпочитает этого не делать по разным причинам. Но главная причина в том, что каждая страна будет чувствовать себя свободно, оставив Большую Медведицу и ища других партнеров.
“Во время своих многочисленных визитов в Ереван и Баку я понял, что каждая сторона находится в своей позиции, маловероятно, что она пойдет на какой-либо компромисс. Я пришел к выводу, что только война может окончательно решить карабахский вопрос, но эта точка зрения никогда не предавалась огласке”, — сказал Хогланд.
Ссылаясь на недавнюю войну и события, он спрашивает, по-прежнему ли Минская группа играет свою роль.
“Армения говорит да, Баку – нет. А статус Минской группы останется неизвестным. Например, реконструкция может быть добавлена к утвержденному мандату. Баку и Ереван уже осознают необходимость восстановления инфраструктуры региона. Минская группа может разработать план и помочь в развитии Нагорного Карабаха. Очевидно, что это будет непросто, Иран и Турция захотят сказать свое слово. Но если Минская группа не пересмотрит свою миссию, к сожалению, она останется на задворках международной дипломатии”, — заключает американский дипломат.
Эмма Чобанян