4 января состоялся студенческий спектакль в старом здании епархиальной школы (новое еще не было готово). Были разыграны драма “Гаспар Ами” и водевиль “Воля Мадо” (разновидность комедии с песнями и танцами). Во время перерывов и после них были танцы под аккомпанемент сазандаров. В целом спектакль прошел довольно успешно, вход был бесплатным.
Двумя днями позже, на этот раз в зале театра Хандамиряна, вместо обычных рождественских елок, прошел танцевальный вечер в пользу бедных крестных матерей Марианской женской школы с детской секцией, во время которой был разыгран маленький водевиль “Это пятерка и крест”. Детям раздали фрукты. И группа любителей театра, под руководством педагога И. Тер-Ованнисяна в ближайшее время готовились к спектаклю “Они не рождены для честности” и “Поэт” Парнакса.
Вечером 5 января много людей, вместе с предстоятелем Арцахской епархии епископом Григорисом Гарнакеряном посетили церковь Мегрецоц в Шуши, чтобы поблагодарить иерея Зурабяна за его добросовестный труд. Последний добровольно отказался. 13 января в церкви “Мегрецоц” состоялось второе собрание прихожан, на котором большинством голосов на его место был избран евлахский комиссионер Акоп Петросян.
Церковь Святой Богоматери (Сурб Аствацацин) в Мегрецоц была построена в Верхнем районе Шуши в 1833 году. за счет Махтеса Ахумяна. Имеет прямоугольную трехмерную композицию. Сводчатые арки опирались на четыре колонны в центре зала и шесть колонн на продольных стенах. В нем было две двери и десять окон. 1960-е Азербайджанцы снесли большую часть церкви и использовали скинию и ее боковые апсиды в качестве летней сцены.
В те дни в Шуши готовились и к грандиозному представлению 14 января, в день рукоположения Его Святейшества. Учителя епархиальной школы подготовили программу мероприятий.
В середине января сообщалось, что скоро состоится открытие городской больницы, в связи с чем было написано: “Как известно, инициатива открытия больницы принадлежит братьям Жамгарян, которые заплатили за это 110 тысяч рублей. Они подарили моему городу великолепное здание. Больница будет располагаться в этом здании, и местное население с нетерпением ждет ее открытия”.
Интересно, что те же Жамгаряны в январе хотели создать в Шуши акционерное общество для строительства и эксплуатации электрических трасс. Об этом писала пресса: “Компания намеревается сначала построить линию электрического трамвая между городом Шуши и селом Агдаш, а затем она намеревается проложить эту линию от Агдаша до железнодорожной станции Евлах, а затем продолжить линию от Шуши через провинцию Зангезур до границы с Персией. Основными учредителями компании являются известные богатые, владеющие банковским домом в Москве И. и Н. Жамгаряны. Устав компании уже представлен на утверждение”.
Если братья Жамарян хотели создать акционерное общество, группа женщин и девушек хотела создать женское предприятие, “чтобы поработать и устроиться на работу самостоятельно”. Об этом писала дама из Шуши: “Их программа была весьма обширной, но различные обстоятельства, обусловленные местными условиями, усложняли задачу. Наконец они остановились на открытии мастерской и теперь они упорно трудятся, чтобы реализовать эту идею … В нашем городе, в дополнение к недавно открытой мастерской, есть несколько мастерских и бесчисленное множество женщин, занимающихся шитьем. Третьи поехали в Тбилиси (Грузия) за аттестатом. Возможно, слушатель издалека думает, что количество мастерских и количество занимающихся ими женщин увеличивается из-за большого количества рабочих мест. В Карабахе нет… Было бы неплохо, если бы те несколько маленьких мастерских, судя с точки зрения собственных интересов, они объединяли и собирали женщин, которые работали под их контролем, и изо всех сил продвигали работу, обогащая свою мастерскую всевозможными ремеслами. Таким образом, работа продвигалась бы быстро, и были бы реализованы прекрасные надежды, которые в нынешних условиях можно считать только мечтой. Наши торговцы привозят много готовых вещей и продают их нам, а мы можем делать более красивые, нам просто нужно выработать привычку их распространять.
В январе умерший в Тбилиси (Грузия) состоятельный шушинский житель Микаел Саргсян, владелец мельниц и имений в Самарканде, завещал деньги Шушинской епархиальной школе — 15 частей, 5 частей семинарии, 5 частей Нерсисяновской духовной школе, 3 части к Овнанянской женской школе и по одной части церквям Шуши Агулецонц и Газанчецоц”. Один из священников Шуши Гарегин Ованнисянц собрал 215 рублей для армянской церкви в Красноводске, и отправили в Москву за церковной одеждой. Он написал в прессе, что местная церковь, которую он посетил, находится в незавидном состоянии, без одежды и церковных принадлежностей.
В последний день месяца, 31 января, в Шуши произошло сильное землетрясение, о котором подробно писали: “Повторное землетрясение в нашей стране в течение этих нескольких дней поставило население моего города и окрестных деревень в своего рода напряженное положение. Первый толчок произошел 31 января в 12 часов дня. Он длился 45 минут и около 15 секунд, вызвав ажиотаж по всему городу. В ужасе толпы людей выбегали из домов и магазинов, спасая свои жизни.
Занятия в школах были прерваны, а перепуганных учеников отправили домой. Многие признались, что никогда не видели такого сильного землетрясения. Толчки повторились в 7 часов. 28 минут вечера, 12 часов 28 мин. ночи, 12 ч. 45 мин., 12 ч. 50 мин., 2 ч. 50 мин., утром 1 февраля, 19:00. 28 мин. Поскольку, как показывают цифры, толчки были как бы повторяющимися, поэтому предполагалось, что тремор может произойти и в полдень этого дня. Люди услышали это и испугались. В школах не было классов. Все ждали потрясения, но, к счастью, в назначенный час не было дрожи, и люди немного успокоились. Только в тот день вечером, несколько раз ночью, на следующий день (2) утром, вечером, ночью были значительные толчки. Пока что землетрясение, похоже, не прекратилось полностью. В ночное время происходят значительные движения, которые не могут не сказываться на нервах и воображении общества. Массы нашего общества не могут понять естественные причины землетрясения: Он считает это божественной чумой, предвкушением несчастья и бедствий. Есть большая заброшенность, особенно среди наших жителей, которые, веря свидетельствам “Эпимерте”, ожидают, что и в этом году они лишатся своего скота. Вот уже несколько лет инфекционные заболевания животных разрушают экономическое положение наших сельчан и делают их произволом того или иного ростовщика. Землетрясение не нанесло серьезного ущерба нашей провинции, за исключением того, что оно сильно затронуло всех”.
Как уже говорилось выше, среди животных распространились инфекционные заболевания, о чем уже писали в другом отчете: “Уже больше месяца мы болеем туберкулезом и убивает детей. Заболевание распространяется среди более бедных слоев населения. Невыносимые холода, с одной стороны, и незавидные условия — с другой, способствуют распространению этого и подобных им инфекционных заболеваний в нашей стране. Добавьте к этому отсутствие медицинской помощи бедным. У нас есть городской врач, но он не считает своей реальной обязанностью оказывать медицинскую помощь бедным”.
И в конце корреспондент Шуши написал, что 18 января в возрасте 100 лет скончался домовладелец села Сос преподобный Ованнес Тер-Мкртчян, который отличался примерным поведением и манерами. После него остались 84 внука и правнука.
Армен АСАТРЯН, исследователь
На главном фото — церковь Мегрецоц
Газета «Аравот»
03.04.2021г