Как диаспора относится к Армении сейчас, после поражения в войне? По-разному.
Если мы говорим о тех, кто уехал из Армении в 1990-е годы, то некоторые из них тоже уехали, потому что хотели как можно скорее забыть об Армении и о том, чтобы быть армянами. Поэтому их меньше интересуют война и потери.
Другая часть бывших армян настолько “сожжена” бывшими властями, что даже после этого позорного поражения продолжают поклоняться Пашиняну. В этом смысле эта группа наших соотечественников по своему настроению схожа с электоратом Пашиняна, проживающим в Армении, который 20 июня будет способствовать воспроизводству власти. Но и здесь, и в диаспоре эта масса не имеет отдельного интеллектуального и во многих случаях материального веса.
Наконец, есть прослойка наших бывших соотечественников, живущих за границей, для которых Родина и государство важнее прежних лишений. Эти люди от природы очень разочарованы и подавлены.
А как насчет традиционной диаспоры? У меня есть основания утверждать, что его доверие к Армении резко упало, и здесь сыграли роль несколько факторов. Первое, конечно, это национальное унижение, которое, как мне кажется, чувствует любой армянин, обладающий достоинством и определенными интеллектуальными способностями. Но такое унижение среди армян диаспоры может привести к кризису национальной идентичности. До осени 2020 года у них была возможность почувствовать себя представителями страны-победительницы в чужой среде, а сейчас такой возможности нет.
Тогда одна из причин недоверия – подозрительные действия Всеармянского фонда “Айастан”, мягко говоря, создавшие проблемы, особенно для наших соотечественников, проживающих в США. (Хорошо, что хоть сегодня правительство додумалось вернуть эти 52 миллиарда в фонд).
И наконец. Армянам диаспоры также не нравятся слухи со стороны нынешних властей о том, что сейчас самое подходящее время для установления дружеских отношений с Турцией, которая нас победила.
В то же время в Армении и Арцахе есть люди, не “затронутые” дореволюционными и революционными недостатками и которым армяне диаспоры доверяют. Эти люди должны забыть о своих политических предпочтениях, не учитывать того, кто сейчас руководит Арменией, и через связи с диаспорой реализовать не только масштабные, но важные для Родины программы, не только благотворительные, но и инвестиционные, а также с использованием опыта и интеллектуального потенциала наших соотечественников: Конечно, с учетом “особенностей” нынешней власти “сцены ревности” возможны. Раньше препятствием для таких программ была коррупция, теперь это ребяческое стремление утвердиться. Это тоже можно до некоторой степени преодолеть с помощью сильного политического нейтралитета и сдержанной лояльности.
В любом случае мы должны жить после унизительного поражения в войне и дать нашим братьям и сестрам надежду на восстановление своей национальной идентичности. Конечно, те, кому эта надежда нужна.