Когда я был ребенком, на улице Шинарарнери была парикмахерская, куда меня водил отец.
Я помню постоянный густой дым от сигарет и бесконечные страстные споры из-за шахмат и футбола во второй половине 1960-х в начале 1970-х годов, когда у нас был чемпион мира по шахматам и футбольная команда, которую мы обожали.
Уровень дебатов был довольно низким, а в основе лежали теории заговора, основанные на различных предположениях. Для того, чтобы современный читатель понял, о чем идет речь, позвольте мне привести аналогичный пример из недавнего времени.
Несколько лет назад кто-то на улице убедил меня, что “турки дают деньги Моуриньо, чтобы он не вводил в игру Генриха”, то есть для того, чтобы наш полузащитник не играл в основном составе “Манчестер Юнайтед”. Без достаточной информации о механизмах принятия решений в футболе, включая тренера команды, можно естественным образом попасть в объятия мифологии, а наша мифология в основном связана с турками. Суждения такого уровня были услышаны в этой парикмахерской.
Но сегодняшний политический дискурс не выше того же уровня, и я могу с уверенностью сказать, что большинство наших людей не имеет представления о том, что происходит в Армении, регионе и мире. “Никол – спаситель, который спас нас от грабителей” (и за это все простительно) и “Никол – турецкий шпион, который продал наши земли за деньги” (опять же, “турецкая версия”) — оба мифа, которые нам мешают видеть нашу реальность и понимать, почему это так грустно.
Вы скажете, что люди не имеют адекватного представления о мире, потому что вы, как журналисты, не можете дать им правдивую информацию. Отчасти это, конечно, правда. Но большинство людей не только не имеют информации, но и не хотят ее иметь. Я могу судить по интерпретации этих столбцов: Что бы я ни писал, какие бы закономерности и нюансы ни пытались раскрыть, реакция читателей обычно не выходит за рамки примитивной схемы “Никол Спаситель” – “Никол Шпион”. А что нужно, чтобы люди начали думать, что люди хотят что-то знать? Поэтому их нужно воспитывать, от детского сада до конца жизни. Образование должно быть главным стратегическим направлением нашего государства. Когда эта внутренняя нестабильность как-то разрешится, давайте серьезно подумаем.
…Когда вы спрашиваете школьников, кто написал рассказ “Гикор”, дети тут же берут в руки свои смартфоны “гуглят” Гикора на несколько секунд и говорят ответ. Когда вы спрашиваете, сколько будет шестью семь, они снова ищут ответ в своем смартфоне. Позвольте мне провести еще одну параллель. Чтобы быть пианистом, недостаточно просто слушать фортепианную музыку, нужно иметь определенное количество произведений “в пальцах”. Недостаточно иметь знания, мысли и оценки о “внешних СМИ”, чтобы быть гражданином, будь то Google, какой-либо авторитет или кумир. У вас тоже должно быть что-то в голове.