Там, где когда-то проходила Берлинская стена, сошлись противники нынешнего российского режима и так называемые «путинферштееры»
Голос Америки. В центре Берлина, напротив Бранденбургских ворот и в непосредственной близости от Бундестага, проходит пикет гражданских активистов российского происхождения. Сами участники акции называют ее «Демократическим лагерем», девизом которого стал призыв «Stop Putin’s Terror!»
На своей странице в соцсетях организаторы лагеря так объясняют побудительные мотивы: «В августе 2020 года Навальный был отравлен «Новичком». Прошло 8 месяцев – Навальный этапирован в колонию; более 10.000 человек были задержаны во время протестов в РФ. А с виновных — как с гуся вода! Реакция ЕС до сих пор минимальна. С нас хватит! Пора действовать».
Лагерь открыт круглосуточно. Возле палатки, где ночуют дежурные, устроена импровизированная аллея жертв Путина с портретами оппозиционеров, которые погибли, или на которых были организованы покушения: Анны Политковской, Бориса Немцова, Сергея Магницкого, Владимира Кара-Мурзы-младшего, Алексея Навального и других известных противников путинского режима. По вечерам здесь проводятся телемосты с Россией, среди запланированных спикеров — Ольга Романова, Геннадий Гудков, Игорь Яковенко.
«Меня спрашивали: а Хабаровск, это — город или страна?»
Автором идеи стал инженер по профессии Дмитрий Баграш, который живет в Германии много лет. Он разговаривал с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» по мобильному телефону прямо с места события, то есть у Бранденбургских ворот. Во время этой беседы к нему подходили берлинские полицейские и интересовались, что здесь происходит. Получив ответ, что место проведения «Демократического лагеря» согласовано с местными властями, они удовлетворенно кивали и отходили в сторону.
«У нас с каждым днем увеличивается количество волонтеров. Это — реально неравнодушные люди, которые приезжают сюда из Дюссельдорфа, чтобы ночевать здесь в палатке. Приезжают ребята из Мюнхена, из Гамбурга, сейчас должна подъехать группа из Парижа. Нас поддерживают и украинцы, хотя несколько вяло, и белорусы — гораздо более активно. И конечно, русские из разных городов Европы, поэтому я думаю, что мы продержимся», — отмечает Дмитрий Баграш.
Кстати, «Демократический лагерь» в центре Берлина рассчитан на целый месяц — с 9 апреля по 9 мая. Адресатами месседжей, которые рассылают его участники, стали политики Евросоюза, и в первую очередь, конечно, Германии. «Мы, либерально настроенное русскоязычное сообщество Европы – русские, белорусы, украинцы – организуем палаточный лагерь в центре Берлина, чтобы дать понять: “Европа, не играй с дьяволом! Будь последовательна. Останови Путина, потому что его режим токсичен в том числе для ЕС”», — говорится в программном заявлении лагеря.
Дмитрий Баграш поясняет: «Понятно, что политику делают не семьдесят — восемьдесят миллионов человек, а относительно небольшая группа людей, которые принимают решения. Я имею в виду политиков и журналистов здесь, в Германии. И я решил, что на них нужно воздействовать».
Первую подобную акцию Дмитрий проводил с группой своих единомышленников осенью прошлого года перед зданием российского посольства в Берлине. Эта акция длилась несколько дней.
«А теперь я решил, что каждый день должна быть какая-то новая тема, и по каждой теме нужно издавать пресс-релизы — анонсирующий и завершающий, подводящий итоги каждого дня в рамках общей темы », — продолжает он.
Накануне беседы с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки» участники «Демократического лагеря» провели телемост с Хабаровском. «У нас в Берлине был уже вечер, а на Дальнем Востоке — пять часов утра. Я сам сварил экран размером 3 метра 30 сантиметров шириной и метр, 90 сантиметров высотой. На этот экран мы проецируем изображение. В Хабаровске люди собрались на конспиративной квартире, ведь там сейчас проводятся очень серьезные репрессии. И человек пять журналистов, оставшихся на свободе, вышли с нами на стрим, несмотря на опасность», — пояснил организатор. И добавил, что в Германии рядовые граждане вообще ничего не знают о происходивших в Хабаровске массовых акциях протеста. «Я даже интервью давал ZDF (второй канал общественно-правового телевидения ФРГ — А.П.) и перед началом меня потихоньку там спросили: «А Хабаровск, это, вообще — город или страна?».
И я ответил: «Ребята, это — совершенно гениальный город, который стал детонатором протестного движения в России, и хабаровчане — большие молодцы» и немножко рассказал о том, что там происходило. Вчера с нашей стороны на этом телемосте тоже было немного народу, из немцев — в основном, журналисты. Но мы сделали репортаж об этом с переводом на немецкий язык. И я его перекину всем заинтересованным журналистам в Германии и парламентариям, мы повторим этот стрим в мае перед закрытием лагеря с тем, чтобы журналисты и политики могли подготовить по этой теме вопросы, на которые они получат ответы», — пообещал организатор «Демократического лагеря» у Бранденбургских ворот.
«Общаясь с людьми, у которых наболело, я иногда чувствую себя как психолог и соцработник»
Среди соорганизаторов этого продолжительного мероприятия есть еще одна собеседница «Голоса Америки» — сотрудница организации гуманитарной помощи Даша Дадли (Dasha Dudley). Она рассказала, что за первую неделю существования «Демократического лагеря» рядом с ним было проведено не менее четырех пропутинских пикетов.
«Сейчас в Берлине, как и по всей Германии, очень напряженная социальная обстановка. Это связано с тем, что из-за пандемии многие люди потеряли работу. Поэтому каждый день в Берлине проходит не менее десяти уличных акций, в том числе и противников карантинных ограничений. И среди них очень много пропутинской публики», — отмечает Даша Дадли.
По ее свидетельству, на акцию под лозунгом «Stop Putin’s Terror» большое внимание обращает германская пресса, и корреспонденты различных изданий охотно берут интервью у присутствующих здесь гражданских активистов.
«Место нашего лагеря было выбрано не случайно, ведь мимо проходит много депутатов Бундестага, и мы вступаем с ними в разговор. Чаще всего с нами беседуют депутаты от фракции «зеленых» и FDP («Свободные демократы» — партия либерального направления — А.П.). Конечно, к нам примкнули многие гражданские активисты из России, живущие сейчас здесь. Конечно, нас поддерживают и критически мыслящие немцы, по общим наблюдениям — в основном, из бывшей Западной Германии. Но в то же время, особенно в первые дни нашего пикета, поступали и угрозы расправы. Мы, конечно, доводим это до сведения полиции, но она не может присутствовать здесь постоянно, поэтому мы пытаемся справляться собственными силами», — рассказывает гражданская активистка.
По ее наблюдениям, та часть российской диаспоры, которая принимала участие и в прошлых подобных акциях, от мероприятия «просто в восторге, оно дает им надежду, и они к нам примыкают».
К пропутинской части немецких граждан она относит, преимущественно, бывших граждан ГДР. «На самом деле, они тоже достаточно критически мыслящие люди, просто они не согласны с многим из того, что сейчас происходит в Германии в плане изменения законодательства. Многие из них потеряли работу, им нужно поговорить, высказаться, и я иногда чувствую себя как психолог и соцработник, общаясь с людьми, у которых наболело. Они подходят и начинают разговор как пропутинцы, но когда с ними пообщаешься 10 — 15 минут, то понимаешь, что они — просто отчаявшиеся люди, которые легко подсаживаются на каналы RT и Sputnik, которые, как им кажется, дают “альтернативное» и даже “объективное» освещение ситуации. И получается, что не такие уж они пропутинцы, просто их волнует социальная повестка. И когда с ними начинаешь говорить именно об их проблемах, и рассказываешь, как отделить факты от фейков, то довольно быстро они начинают поддерживать нашу идею», — подчеркивает Даша Дадли.
«События, привлекающие внимание к процессам в России, — очень важное явление»
Своими впечатлениями о первых дня работы берлинского «Демократического лагеря» корреспондент Русской службы «Голоса Америки» попросила также поделиться местного гражданского активиста, социолога Алексея Козлова.
«Сама идея и ее реализация очень интересны, особенно в текущий период. И внимание людей в Берлине это привлекает. На мой взгляд, это акция представляет собой скорее культурный проект, чем политический. Скажем, портреты пострадавших от путинского режима напоминают некую выставку», — начал свой комментарий Козлов.
Он также упомянул, что не обошлось без неких инцидентов: «Я общался с организаторами, и они рассказали, что какое-то количество так называемых «путинферштееров» предъявляло им претензии и даже угрожало. Но это — ожидаемое явление.
А желающие поучаствовать в акции представляют довольно широкий спектр общества. Это не только политические активисты, но и представители белорусской и украинской диаспоры анонсировали свое участие, и у них там будут специальные дни. Были и немецкие политики из различных партий, так что нельзя сказать, что «Демократический лагерь» проводится какой-то узкой группой, — подчеркивает собеседник «Голоса Америки».
Алексей Козлов пожелал организаторам и участникам акции успеха, однако выразил сомнение, что их энтузиазма может хватить на целый месяц.
«Проводить такие марафоны совсем непросто, и к концу запланированного срока могут подустать и сами люди, и внимание общественности может притупиться. Конечно, если на этом фоне произойдут какие-то важные события в России, то это может подхлестнуть общественное внимание и придать новые силы участникам. Любые подобные события, привлекающие внимание к процессам в России и разъясняющие местным жителям суть происходящего, в том числе — русскоязычной диаспоре, очень важное явление. Потому что таких событий явно не хватает. А уж для немецкоязычной аудитории — это тем более серьезный момент, учитывая, что после отравления Алексея Навального интерес к российской политике вырос, а вот корректные ответы не всегда можно найти. Поэтому я с большим оптимизмом смотрю на возможные последствия такой просветительской акции, — подытожил Алексей Козлов.
Фото — Голос Америки