Вчера в армянском Facebook накалились страсти в связи с установкой в Ереване памятника известному политическому деятелю ХХ века Махатме Ганди. Я уже писал, что если установка статуи вызывает споры, лучше воздержаться от этого шага, чтобы не разжигать страсти, особенно в наши смутные времена.
Понятно, что Ганди вовсе не был святым, он не был ангелом, он был довольно прагматичным политиком, и его действия были обусловлены его борьбой против Британской империи за независимость своей страны. И эти интересы на определенный период совпадали с интересами Османской империи, а затем и кемалистской Турции, а, следовательно, противоречили интересам нас, армян.
Вчера в нескольких местах было написано, что Ганди приветствовал Геноцид армян, но я думаю, что это пропагандистское преувеличение. Я не нашел такого текста. Его философия мне близка, но это не аргумент в пользу установки статуи, не стоило в такой напряженный момент увлекать публику такой второстепенной проблемой.
Но сама дискуссия выявляет некоторые особенности нашей политической культуры, в частности то, что мы требуем от мировых лидеров прошлого и настоящего, чтобы они руководствовались интересами нас, армян, только потому, что справедливость и правда на нашей стороне. И когда Ганди, Черчилль, Трамп, Ленин, Сталин или Путин действуют в интересах своих стран, мы несколько расстраиваемся и начинаем жаловаться на мир и нашу горькую судьбу. (Допустим, кто- то из представителей российской делегации в ПАСЕ был против включения вопроса наших заключенных в повестку пленарного заседания. Вместо того чтобы обижаться, возможно, стоит попытаться понять их, а также мотивы всех других делегатов.)
В этом нашем “побитом” состоянии, наверное, самое время отказаться от эмоциональных подходов, изучить опыт наций и государств в нашей ситуации (например, проигравших в Первой и Второй мировых войнах), какие шаги нужно предпринять исходя из “реальной политики”, какие сферы развивались? Какими друзьями пытались обзавестись? В противном случае это отношение нашего общества – быть обиженным на мир, а позиция наших властей (несмотря на браваду) такова: “ну, это все, другого выхода нет”.