Лента новостей
Новости дня

Вашингтон-Москва: укусы на арцахском фронте

23 апреля,2021 21:24

Противостояние России и США не должно повлиять на деятельность Минской группы ОБСЕ

Противостояние Россия-Запад достигло апогея. Ежедневно из разных западных стран поступают заявления о необходимости введения санкций против России, а официальные лица в разных странах говорят о растущей российской угрозе.

Минская группа ОБСЕ осталась одной из уникальных площадок, на которой, несмотря на напряженные отношения между Россией и Западом, представители России, США и Франции разделяли общее мнение.

Были предприняты шаги для возобновления деятельности Минской группы ОБСЕ после недавней войны в Нагорном Карабахе, МГ ОБСЕ недавно выступила с совместным заявлением. Несмотря на ожидаемое совместное заявление по процессу урегулирования нагорно-карабахского конфликта, можно сказать, что Россия играет активную роль. Конечно, такая активность всегда проявлялась в последние годы, президенты России проявляли инициативу и даже высказывали мнения о том, что США и ЕС понимают, что в этом регионе естественно, что Россия должна быть более активным, заинтересованным государством в урегулировании этого конфликта.

2020 году отношения между Россией и Западом еще больше обострились после того, как в сентябре разразилась война, а в ноябре было подписано трехстороннее заявление. В нагорно-карабахском конфликте дипломаты начали делать некоторые заявления, как будто они считают отдельные посреднические усилия России не такими уж неприемлемыми.

В ходе недавнего онлайн-семинара заместитель помощника госсекретаря США по европейским и евразийским делам Джордж Кент заявил, что Соединенные Штаты готовы помочь Армении и Азербайджану в урегулировании конфликта, если в этом заинтересованы Баку и Ереван: “Пока Армения и Азербайджан привержены мирному урегулированию и осуществлению полномочий сопредседателей Минской группы ОБСЕ в этом процессе, Соединенные Штаты по-прежнему привержены поиску путей оказания помощи двум странам”, — сказал при этом высокопоставленный американский дипломат: “Намерение России остается другим открытым вопросом …”. Он намекнул, что Россия “решила не соглашаться на прекращение огня через сопредседателей Минской группы”, а “прямо предоставила его в трехстороннем формате”.

В обширной статье, опубликованной на сайте Международного центра разрешения конфликтов, Ричард Хогланд, опытный американский дипломат и бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ, рассказал о роли Минской группы ОБСЕ и региональных поездках группы миссией по урегулированию конфликта в Нагорный Карабах. “Но, честно говоря, достижений было очень и очень мало”, — признал американский дипломат, отметив разработку ОБСЕ Мадридских принципов, за которой последовал собственный план министра иностранных дел России Сергея Лаврова. “Нас предупредили, чтобы мы называли это просто “планом на столе””, — написал Хогланд, добавив: “Когда план был разработан, я спросил своего замечательного коллегу, российского сопредседателя Попова, действительно ли Кремль согласится его реализовать, если Ереван и Баку пойдут на компромисс и примут план. Его честный ответ был: “Конечно, нет”. Именно тогда я понял, что Карабах – это не просто двусторонний вопрос между Арменией и Азербайджаном, а трехсторонний вопрос, в котором Россия играла ключевую роль, возможно, решающую”, — заключил бывший сопредседатель, перечисляя другие постсоветские конфликты в Абхазии и Южной Осетии, Приднестровье, Восточная Украина, которые, по мнению Хогланда, являются наиболее подходящим кандидатом для урегулирования, Россия, которая, однако, предпочитает этого не делать по разным причинам, характерным для каждого конфликта: “Общая причина в том, что урегулирование конфликтов позволит каждой стране почувствовать себя достаточно свободно, чтобы покинуть Большую Медведицу, найти других партнеров и альтернативные союзы”.

“Только когда стало ясно, что Азербайджан может занять всю свою территорию, Москва вмешалась и разрешила ситуацию”, — написал дипломат, подчеркнув благоприятную позицию России после 44 дней кровопролития. “Москва теперь имеет войска во всех трех странах Южного Кавказа – Армении, Азербайджане и Грузии, что усиливает свою “особую сферу влияния””, — сказал дипломат. Резюмируя пространную статью, Хогланд вновь поднял вопрос о том, имеет ли Минская группа ОБСЕ что-нибудь делать в этих условиях. Ереван говорит да, Баку говорит нет: Ричард Хогланд думает, что да. По его словам, к мандату посреднической группы может быть добавлен еще один мандат – реконструкция: Баку и Ереван уже осознают необходимость восстановления инфраструктуры региона, и эта структура может помочь координировать финансирование со стороны международных организаций, разработать план и найти финансирование для обеспечения развития в зоне боевых действий в Карабахе. “Очевидно, это будет непросто, Иран и Турция захотят высказать свое мнение”, — сказал Хогланд, резюмируя: “Но если Минская группа не пересмотрит свою миссию, к сожалению, она останется в отсталой международной дипломатии”.

Россия немедленно отреагировала на статью Хогланда. Официальный представитель МИД России Мария Захарова отреагировала на следующую часть заявления Tert.am о Хогланде, в которой отметила, что Попов сказал ей, что даже если армянская и азербайджанская стороны договорятся о С идеями Лаврова по урегулированию нагорно-карабахского конфликта российская сторона не пойдет на их реализацию. “Это совсем не соответствует. Россия всегда была готова к урегулированию, которое будет одобрено сторонами конфликта. Об этом неоднократно говорил Президент Российской Федерации. Эта позиция имеет решающее значение в работе российских сопредседателей. Я не собираюсь угадывать чем руководствовался Хогланд, который сделал такое заявление. Хочу подчеркнуть, что в пакет предложений по урегулированию, помимо заявления руководителей Азербайджана и Армении, вошло также совместное заявление России, США и Франции в его поддержку. Эти два документа, а также резолюция Совета Безопасности ООН, одобряющая пакет предложений по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, составляли суть российских предложений того времени, сопредседатели которых, США и Франция, были в курсе и полностью поддерживали.”, — ответила Захарова.

Кстати, следует напомнить, что это не первый случай, когда американская сторона говорит о существовании “плана Лаврова”. В октябре 2018 года бывший сопредседатель Минской группы ОБСЕ от США Джеймс Уорлик говорил об интересах Вашингтона в мирном процессе в Нагорном Карабахе во время дебатов на тему “Замороженные конфликты и кремлевская повестка дня” в Атлантическом совете и сделал замечательное рассекречивание. Уорлик отметил, что в случае карабахского конфликта Москва не имеет права решать конфликт самостоятельно. В отличие от других конфликтов, у России и США есть общие интересы в Карабахе: нестабильная ситуация и боевые действия не соответствуют интересам ни одной из стран: “План, который представил господин Лавров, не настолько отличается от варианта урегулирования, что мы сели бы и разработали мирный договор”.

Потом в 2019 году в эксклюзивном интервью “Голосу Америки” в феврале Ричард Хогланд вновь сослался на план Лаврова, изложив свое личное мнение: “Мы знаем, что есть то, что называется программой на столе в Минском процессе. Это, так сказать, пароль, который мы сейчас называем очень простой программой, которую еще называют “программой Лаврова”, потому что министр иностранных дел России Сергей Лавров, который очень внимательно следит за этим вопросом, знает все детали проблемы. Именно он написал эти предложения по окончательному урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

На уточняющий вопрос журналиста, чем “программа Лаврова” отличается от “Мадридских принципов”, Хогланд пояснил два года назад: “Он не отличается кардинально, но предлагает референдум гражданам Нагорного Карабаха, в том числе вынужденным переселенцам, которые сейчас живут вокруг Баку. На данный момент обе стороны не приняли план, потому что дата референдума не назначена. Это референдум, который должен состояться в неопределенном будущем. Это означает, что сторонам потребуется некоторое дипломатическое доверие, но прямо сейчас Ереван и Баку хотят, чтобы была определена точная дата референдума”.

Во всяком случае, тема существования “плана Лаврова” интересна уже сегодня как история карабахского урегулирования. Теперь более важный вопрос — какова позиция официальной Москвы относительно дальнейшей деятельности Минской группы ОБСЕ. На прошлой неделе Россия снова заняла позицию по этому вопросу. Григорий Карасин, бывший замглавы МИД России, глава комитета Совета Федерации по иностранным делам, в развернутом интервью “Комерсант”-у сказал: “Я думаю, что они, сопредседатели Минской группы ОБСЕ, могут сыграть полезную роль. У этой “тройки” есть опыт и значительная внешняя поддержка. Практика регулярных встреч министров иностранных дел Азербайджана и Армении под эгидой сопредседателей Минской группы ОБСЕ может быть возобновлена, что получит большой международный резонанс”.

Карасин считал значимым результатом то, что сегодня режим прекращения огня в регионе контролируют российские миротворцы. По его словам, основной блок вопросов сегодня связан с решением гуманитарных проблем — прекращением обмена военнопленными, телами погибших, возвращением беженцев и созданием надлежащих условий для их проживания. Официальная Москва регулярно заявляет, что вопрос номер один сегодня — это установление доверия между сторонами в Карабахе. Григорий Карасин в интервью сказал, что конкретные шаги в этом направлении уже сделаны: “По инициативе Президента России продолжается обсуждение политических вопросов, ведется поиск решений. Трехсторонняя комиссия активно работает на уровне вице-премьеров, обсуждая экономические, транспортные и логистические вопросы”.

Судя по всему, Москва не будет против деятельности Минской группы ОБСЕ. Помимо вопросов, связанных с Нагорным Карабахом, армяно-азербайджанскими отношениями, в которых российская сторона уже активно участвует, это особая площадка для Москвы, которая уже ценна с точки зрения контактов Россия-Запад.

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «АРАВОТ»
22.04.2021г

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать