Произошедший столетие назад геноцид является лишь одним из источников раздора, считает редакция. Западные дипломаты давно исходят из того, что урегулирование отношений между Турций и Арменией привело бы к сокращению влияния России на Кавказе. Но сегодня, похоже, может оказаться верной противоположная точка зрения, пишет в своей редакционной статье британское авторитетное издание The Economist.
Публикацию в переводе на русский представило издание Иносми.Ру.
Как прошлое, так и настоящее преследуют отношения между Турцией и Арменией. Столетие назад османские войска осуществили геноцид армян. Несколько месяцев назад Турция помогла Азербайджану победить Армению в войне. На протяжении десятилетий граница между Турцией и Арменией была закрыта.
Страсти разгорелись вновь 24 апреля, после того как Джо Байден формально заявил о том, что убийство и депортация свыше миллиона армян вооруженными силами Османской империи в период с 1915 год по 1917 год является геноцидом. Большинство историков согласны с Байденом, однако предыдущие американские президенты, как правило, уклонялись от такого рода заявлений, не желая огорчить тем самым Турцию, которая неистово отрицает, что те убийства были масштабными или систематическими, хотя факты свидетельствуют о том, что, вероятно, именно таковыми они и были. Министр иностранных дел Турции назвал заявление Байдена «вульгарным искажением истории».
Судя по всему, связи Турции с Америкой сильно не пострадают. Турецкая валюта находится в крайне сложном положении, поэтому Турция не может позволить себе еще и кризис со своим союзником по НАТО. Однако турецкие официальные лица заявляют о том, что пострадают от этого перспективы разрядки отношений с Арменией. Советник Эрдогана Ильнур Чевик (Ilnur Cevik) считает, что окончание войны в Нагорном Карабахе позволило удалить препятствия на пути к примирению (Турция поддержала территориальные претензии Азербайджана, и сегодня она считает, что они в большей или меньшей степени удовлетворены). Однако вот что он добавляет: «Если Армения продолжит демонстрировать враждебное отношение к Турции и будет пытаться заставить американцев признать геноцид, то этот путь никуда не приведет».
Турция закрыла границу с Арменией в 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном. Ее открытие могло бы «весьма существенным образом» снизить напряженность в отношениях с Арменией, сказал Никол Пашинян, премьер-министр Армении, в интервью журналу «Экономист» в марте нынешнего года. Армения, по его словам, будет готова восстановить отношения с Турцией «без предварительных условий». Г-н Пашинян, подвергающийся резкой критике за проигранную войну, подал в отставку 25 апреля, что открывает путь к досрочным выборам.
Если произойдет широкое региональное урегулирование, «то все от этого выиграют», — считает Ахмет Давутоглу, бывший премьер-министр Турции. Открытие границ позволит стабилизировать весь Кавказ, это позволит Армении, беднейшей стране этого региона, получить доступ на рынки Турции и других стран, а еще свяжет Турцию с Каспийским морем и Центральной Азией, где расположены значительные запасы энергоносителей. Г-н Давутоглу, который сегодня возглавляет небольшую оппозиционную партию, был министром иностранных дел в тот момент, когда Турция и Армения в 2009 году близко подошли к нормализации дипломатических связей. Этот процесс был пущен под откос из-за отрицательной реакции националистов в обеих странах. Турецкие националисты отказывались признавать любую сделку до тех пор, пока Армения не уйдет из Нагорного Карабаха. Тогда как армянские националисты требовали, чтобы Турция признала геноцид армян в 1915 году.
Западные дипломаты уже давно исходят из того, что урегулирование отношений между Турций, членом НАТО, и Арменией привело бы к сокращению влияния России на Кавказе. Но сегодня, похоже, противоположная точка зрения может оказаться верной.
Вместо того чтобы увести Армению на орбиту Запада, нормализация может еще прочнее втянуть Турцию в российскую орбиту. «Российский план состоит в том, чтобы иметь открытую границу между Евразийским экономическим союзом и Турцией», — подчеркивает один из депутатов парламента Армении и член правящей партии, имея в виду возглавляемый Россией торговый блок, к которому Армения присоединилась несколько лет назад. Что касается Турции, научившейся заключать сделки с Россией, то она сегодня не особенно стремится продвигать на Кавказе интересы Запада. Россия, вероятно, имеет такое же влияние на процесс примирения, как сами Турция и Армения. Российские войска патрулируют границу с Турцией с армянской стороны с момента развала Советского Союза, и Ереван, несомненно, будет настаивать на том, чтобы они продолжали это делать. «Армения сегодня, как никогда раньше, прочно закреплена на российской орбите, — отмечает политолог Ричард Гирагосян (Richard Giragosian). — А нормализация с Турцией лишь еще больше углубит эти связи».
Каким бы привлекательным ни выглядело на бумаге такого рода региональное урегулирование, оно, судя по всему, продолжает оставаться столь же неопределенным, как и раньше. Некоторые официальные лица в Армении осторожно поддерживают перспективу прямой торговли с Турцией. Однако большинство представителей политического класса и общества в целом, похоже, не готово к каким-либо договоренностям. Некоторые также опасаются того, что разрядка напряженности в отношениях со столь мощным соседом заставит Армению ослабить свои претензии в отношении Нагорного Карабаха. В стране, население которой составляет всего 3 миллиона человек и которая еще находится под влиянием недавней войны, страх перед Турцией стал еще больше, чем был раньше. «Эта война была развязана Турцией, раздувалась Турцией и управлялась Турцией, — отмечает один армянский чиновник. — Никакого доверия не существует».
Турция и Азербайджан тоже не могут чувствовать себя спокойно. Во время парада победы в Азербайджане г-н Эрдоган с похвалой отозвался об Энвере Паше, одном из архитекторов геноцида. А г-н Алиев недавно открыл омерзительный тематический парк под названием «Парк военных трофеев», где представлены манекены раненых армянских солдат с кривыми носами и гротескными лицами, а также аккуратно разложены каски убитых во время войны армян. Остается только гадать, каким образом подобная экспозиция сочетается с предложениями Азербайджана о мире. То, что г-н Эрдоган и г-н Алиев предлагают Армении, больше похоже не на оливковую ветвь, а на требование смириться со своим поражением.