Путин и Макрон обещают новую инициативу в Нагорном Карабахе, США заявляют, что существуют ограничения на продажу вооружений и помощь Армении в связи с ее членством в ОДКБ
Процессы вокруг карабахского урегулирования начали развиваться довольно стремительно. Россия, Франция и США, похоже, признают важность этой платформы перед лицом растущего турецкого влияния. Каждый из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, конечно, имеет свои интересы в нашем регионе и продвигает эти интересы, но важно, чтобы в этом формате сохранялась общая позиция, и Россия, например, не следует обсуждать вопросы безопасности в Нагорном Карабахе с турецкой стороной.
После того, как президент США Байден 24 апреля выступил со знаменитым посланием, уже стало ясно, что американская политика в нашем регионе претерпевает некоторые изменения.
На днях стало известно, что между президентом России Владимиром Путиным и президентом Франции Эммануэлем Макроном состоялся телефонный разговор, в ходе которого, в том числе, обсуждалась карабахская проблема. В частности, они договорились возобновить усилия в рамках Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта, пообещав в “ближайшие дни” представить “конкретную инициативу в этом направлении”. Президент Франции подчеркнул “необходимость добиться прогресса в вопросах военнопленных, гуманитарной помощи и сохранения культурного наследия”.
Напомним, ранее, 24 апреля, Пашинян имел телефонный разговор с президентом Франции Эмануэлем Макроном. Макрон выразил свою поддержку и поддержку французского народа, добавив, что Франция и впредь будет поддерживать армянский народ в преодолении трудностей. Согласно пресс-релизу, собеседники обсудили ситуацию на Южном Кавказе и урегулирование нагорно-карабахского конфликта в рамках сопредседателей Минской группы ОБСЕ, и премьер-министр подчеркнул, что видит урегулирование нагорно-карабахского конфликта исключительно по принципу “отделения ради спасения”.
Американская сторона, в свою очередь, представила 26 апреля позицию Вашингтона. Есть очень важные вопросы, которые необходимо решить, в том числе статус Нагорного Карабаха, об этом в беседе с “Азатутюн” подчеркнула посол США в Армении Линн Трейси. “Нет сомнений в том, что Россия сыграла важную роль в прекращении войны, но, хотя война была остановлена конкретными действиями, мы видим, что есть очень важные вопросы, которые необходимо решить: статус Нагорного Карабаха, проблемы вынужденных переселенцев. Итак, есть некоторые вопросы, которые все еще остаются в повестке дня США и других сопредседателей Минской группы. И мы намерены заниматься этими вопросами”, — сказала посол США.
Посол подчеркнула, что вместе с позицией по Нагорному Карабаху и позицией по деятельности Минской группы ОБСЕ, подходящей к ситуации в регионе: “… когда вы смотрите на круг вопросов, которые необходимо решить, конечно, безопасность — это проблема номер один. И это не только безопасность Нагорного Карабаха. Буквально на прошлой неделе я была в Сюнике. Это была моя четвертая поездка в Сюник, первая после войны. И я, конечно, видела последствия конфликта, который дошел до домов сюникских армян, когда по дороге было большое количество солдат, армянских, азербайджанских и российских военнослужащих, из-за границы, которая сейчас пересекает главную дорогу. Я встречалась с ВПЛ, которые все еще нуждаются в помощи, и это область, в которой Соединенные Штаты принимали активное участие”. Отметив, что сложилась очень сложная ситуация, посол добавила: “Думаю, именно поэтому от друзей Армении потребуются большие усилия. И я хотела бы отметить, что есть и другие западные страны: ЕС очень вовлечен и собирается приложить совместные усилия, чтобы помочь Армении и региону установить стабильность и мир в этих долгосрочных вопросах”.
На вопрос, получит ли Армения хотя бы такую же военную помощь или какое-нибудь передовое технологическое оружие США, Линн Трейси дала замечательный ответ: “Что касается военной помощи США Армении, я просто должна напомнить вам, что Армения является членом ОДКБ, и это не организация, членом которой являются США, и членство Армении в ОДКБ налагает значительные ограничения на военную помощь, которую мы можем предоставить. Мы не предоставляем Азербайджану каких-либо технологий высокого уровня в рамках нашего сотрудничества в области безопасности границ или борьбы с терроризмом. Но то, что мы делаем с Арменией, и это очень важно в области военного сотрудничества и сотрудничества в области безопасности, — это совместные действия, такие как миротворческие миссии в Афганистане, Косово и других местах …”. Затем она снова добавляет: “…Поэтому мы продолжим делать все возможное в тех сферах, особенно в сфере миротворчества, где инвестиции Армении высоко ценятся. Но с точки зрения продаж и помощи военного назначения, как я уже сказал, существуют некоторые ограничения из-за членства Армении в ОДКБ”.
Четкое послание посла США в Армении о присоединении к другому альянсу в вопросе безопасности, конечно же, в послевоенный период, означает, что в первую очередь государства-посредники не исключают возможность начала войны, тем самым ставя под сомнение стабильность мира, достигнутую российскими усилиями.
А представление членства Армении в ОДКБ как препятствия – уже сигнал властям Армении задуматься о том, продолжит ли Армения оставаться в том же кругу в вопросе о союзниках. Иными словами, после прекращения боевых действий Вашингтон предлагает Армении воспользоваться новым выбором.
По карабахскому вопросу следует отметить, что 24 апреля состоялся телефонный разговор между президентом Российской Федерации и премьер-министром Армении. Как сообщили в Кремле, Владимир Путин и Никол Пашинян продолжили обсуждение карабахской ситуации. “С удовлетворением отмечается, что благодаря усилиям российских миротворцев ситуация в регионе остается стабильной и спокойной”, — говорится в официальном заявлении. Они обменялись мнениями по актуальным темам двустороннего сотрудничества, в том числе в сфере энергетики. В Кремле также отметили, что Пашинян проинформировал Путина о внутриполитической ситуации в Армении в преддверии июньских внеочередных выборов. Как сообщили в канцелярии Премьер-министра РА: “Собеседники обсудили выполнение пунктов трехстороннего заявления от 9 ноября, в частности, подчеркнув необходимость полного выполнения статьи 8, которая касается обмена военнопленными, заложниками и другими задержанными”. Известно, что этот телефонный разговор был инициирован армянской стороной.
Отметим, что в последние дни министр обороны России Сергей Шойгу активно освещает процессы в регионе Южного Кавказа. На заседании Минобороны 20 апреля Шойгу заявил, что боевые возможности Южного военного округа России укрепляются “за счет попыток НАТО противодействовать ситуации в ряде стран Кавказа и Ближнего Востока”. “Ситуация на Ближнем Востоке и в Закавказье нестабильна. Попытки НАТО противодействовать его урегулированию вынуждают нас принимать взвешенные стратегические меры и повышать боевые возможности войск Южного военного округа”.
А 27 апреля, на следующий день после интервью с послом США в Армении, заместитель министра обороны России Александр Фомин предоставил информацию о выступлении Шойгу, из которого видно, что министр обороны России раскритиковал политику Запада на постсоветском пространстве, подчеркнув, что Запад активно противостоит интеграционным процессам на постсоветском пространстве, конфликтный потенциал аккумулируется на примере ОДКБ, и Фомин на встрече в Душанбе сказал, что “спектр вызовов, угрожающих нашим странам, значительно расширился в ОДКБ”. “Более того, это происходит на фоне активного противостояния Запада интеграционным процессам на постсоветском пространстве и вовлеченности стран региона в сферу своих интересов”, — цитирует слова Фомина Министр обороны России. По его словам, Шойгу отметил, что между нашими государствами постоянно предпринимаются попытки вбить клин, вмешаться во внутренние дела и спровоцировать “цветные” революции. При этом членам ОДКБ под любым предлогом настойчиво навязывают различные программы и договоренности. “По мнению министра обороны, подобные проекты вряд ли окажут существенное влияние на укрепление региональной безопасности. Как правило, у них есть скрытые цели”, — сказал Фомин.
Добавим также, что 24 апреля министр обороны РА Вагаршак Арутюнян провел телефонный разговор с министром обороны Российской Федерации Сергеем Шойгу. Согласно официальному заявлению, министры обороны двух стран обсудили миротворческую миссию российского контингента, дислоцированного в Арцахе, основные направления широкомасштабных реформ, об основных направлениях начатых в Вооруженных силах РА широкомасштабных реформ, а также совместных действий и предстоящих программ армяно-российской совместной военной группировки. Были затронуты и региональные вопросы.
Напоминания о том, что Соединенным Штатам и Франции необходимо определить статус Нагорного Карабаха, в некотором роде также подталкивают Россию к новой работе со странами-партнерами. Официальная Москва несколько раз, хотя и подчеркивала, что статус Нагорного Карабаха не уточняется, добавляла, что этот вопрос откладывался для дальнейшего прояснения. Сейчас, когда США и Франция спешат по этому вопросу, не исключено, что Россия будет более активно участвовать в работе со странами-партнерами.
Что касается заявления Шойгу о том, что Запад постоянно пытается вбить клин между государствами ОДКБ, накапливается конфликтный потенциал — ОДКБ, то следует отметить, что деятельность члена НАТО Турции на постсоветском пространстве, которая также представляет собой явную угрозу для России и о которой давно говорят российские эксперты и даже обозреватели кремлевской пропаганды, не изменена российской элитой. Интересно, почему …
Почему, например, для Путина приемлемо, что после распада Советского Союза “Азербайджан был свободен выбрать союзника” в лице члена НАТО Турции, которая спровоцировала и участвовала в войне против Армении, стратегического союзника Россия, а вот и западная часть Грузии? Ориентация, которую заложил бывший президент Грузии Саакашвили, до сих пор болезненно принимается Кремлем.
Таким образом, если официальная Москва обвиняет Запад в том, что он постоянно пытается вбить клин между странами-членами ОДКБ, непонятно, почему Путин, Лавров и Шойгу так стеснены в ответ на турецкое вторжение на постсоветское пространство и в ответ на открытые амбиции.
Эмма ГАБРИЕЛЯН
Газета «АРАВОТ»
29.04.2021г