Исторически значимо только политическое содержание. Каковы приоритеты Левона Тер-Петросяна, Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна с точки зрения будущего находящейся на грани краха Армении?
Меня как рядового избирателя не интересует обвинение в том, что вчера, 5 мая, первый президент Армении Левон Тер-Петросян рассекретил подробности непубличной встречи с Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном по одной простой причине: “Секрет” все равно будет раскрыт через 1, 5, 10 или даже 30-50 лет, изучая нынешнюю историю Армении и действия трех бывших президентов Республики Армения, читая их мемуары.
Сразу констатирую, что первый Президент Республики Армения точно не нуждается в чьей-либо защите, он, если сочтет нужным защищаться, может сделать это лучше и красноречивее, тем более что он не нуждается в моей защите, потому что в 2011г. в период расцвета “буржуазно-демократической революции”, когда стало ясно, что Левон Тер-Петросян хочет заключить союз с ППА, созданной Робертом Кочаряном, я публично резко раскритиковал первого президента Республики Армения, вызвав гнев его товарищей по команде, мягко говоря, и его сторонников … На меня “напали” в Интернете. Но сегодня я считаю эту тему мелочью по масштабам детской игры. Хочу также добавить, что уже сегодня считаю созданную Робертом Кочаряном ППА (с большим уважением к политикам, собравшимся вокруг Гагика Царукяна) самой аполитичной силой на армянском политическом поле, лидер которой по объективным причинам может сделка с правительством в любой решающий момент для поражения целей основных оппозиционных сил.
Но сегодня дело не в этом. Судя по реакции офисов Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна, разоблачение Левона Тер-Петросяна их очень разозлило.На мой взгляд, первый президент Армении поступил правильно, рассекретив подробности непубличной встречи с Робертом Кочаряном и Сержем Саргсяном. Если мы посмотрим на послевоенные политические процессы в Армении в более широком, гораздо большем масштабе, это интересно, или, скорее, с исторической точки зрения, как эпизод, важно только политическое содержание, то есть шаги и цель политиков и вопрос, какие приоритеты они преследовали в Армении на этом непростом для республики этапе.
Факт 1. После 44 дней войны Серж Саргсян и Роберт Кочарян резко критикуют правительство Никола Пашиняна, но историческим фактом является то, что 25 марта по инициативе Тер-Петросяна состоялась встреча бывших президентов Армении и Арцаха, на которой он предложил: “Несмотря на принципиальные разногласия и острые противоречия, которые были у нас в прошлом, осознавая свою ответственность за судьбу страны”, выступить с единым блоком. Второй и третий президенты Армении отвергли эту идею, а значит, не хотели брать на себя ответственность за судьбу страны.
Факт 2: 5 мая Никол Пашинян, Роберт Кочарян и Серж Саргсян и их сторонники оказались в одном “корабле” со своими судорожными вспышками после рассекречивания Левона Тер-Петросяна. Одни сочли выдвинутую Тер-Петросяном идею не столько ошибочной, сколько рассекречивание этой идеи, а другие вывели дискуссию на общий уровень: “Почему Тер-Петросян столько лет критиковал Кочаряна и Саргсяна?”, “А Кочарян и Саргсян “татаро-монголы?” в поле подобных разговоров. И вот Тер-Петросян сделал одну важную запись. Кочарян и Саргсян, каждый из которых отвергает идею совместной работы трех бывших президентов Армении, оказались в той же сфере интересов, что и нынешний премьер-министр.
Факт 3. Кабинет Роберта Кочаряна поставил вопрос о том, что Кочарян не создавал “Движение за спасение отечества”. А в чем разница? Может быть, в офисе Кочаряна пытаются убедить, что провалившееся движение не имеет ничего общего с имиджем Роберта Кочаряна? Протокол тот же: движение провалилось, движение не спасло Родину, несмотря на то, что и Кочарян, и Саргсян поддерживали движение. И тогда, почему политики, вовлеченные в предвыборный процесс сегодня, в первую очередь Роберт Кочарян и Серж Саргсян, публично не обращаются к вопросу о том, почему “Движение за спасение отечества” потерпело неудачу после трагедии, постигшей Арцах и Армению осенью?
Факт 4. Даже если бы Тер-Петросян добавил идею к своему заявлению от 25 марта после его формулировки, в которой он сказал, что лично не претендует на какую-либо должность во вновь сформированной системе правления, он продолжил бы идею о том, что » Роберт Кочарян из блока «Он является кандидатом в премьер-министры», Кочарян все равно отвергнет предложение Тер-Петросяна. Те, кто лучше знает Кочаряна, всегда настаивали на том, что он всегда достигал больших «высот» в степени своей памяти, никогда не забывает то или иное самое невинное кислое слово, адресованное ему несколько десятилетий назад.
Для интернет-“мыслителей” и “экспертов”, которые со вчерашнего дня были в различных потрясениях и помешаны на том, чтобы каждый день представлять народу свое благородное мнение, возможный союз трех бывших президентов Армении действительно мог бы стать решающим шагом для государства и государственности Армении. Насколько я понимаю, бывшие президенты Арцаха также были вовлечены в процесс формирования этого возможного альянса. Осознание императивов “государства”, “ради государства”, “ради сохранения Арцаха армянским”, “ради Сюника”, “ради территориальной целостности Республики Армения”, “ради сохранения суверенитета Республики Армения” исчез из нашей интернет-реальности. Разве не ясно, что, если бы этот альянс состоялся, в него также были бы включены бывшие президенты Армении и Арцаха, предложенные бывшими президентами Армении и Арцаха?
Я рад, что через день после публикации моей статьи “Если бы три президента были едины”, первый президент Армении, по крайней мере, очень неожиданно для меня, рассекретил подробности непубличной встречи 25 марта, но я искренне жалею, что такой альянс не образовался и не будет сформирован.
Выделю один из комментариев, сделанных к моей статье. Известный журналист и комментатор Армен Дулян посчитал спорным мое следующее утверждение о том, что если бы он образовал блок, то общее количество голосов, полученных тремя президентами, было бы больше, чем индивидуальные проценты, полученные ими во время самой блестящей избирательной кампании. Об этом г-н Дулян отметил: «Если мне очень нравится первый президент, но я терпеть не могу двух других, я бы вряд ли проголосовал за тройку, если бы они присоединились, а я бы проголосовал за Левона Тер-Петросяна, если бы он держался подальше от двух других… Другими словами, присоединение также может привести к уменьшению количества голосов”. Разрешите пояснить, что перед тем как написать эту идею, я долго думал, прежде всего, спрашивая себя, как бы я проголосовал. В итоге я пришел к выводу, что, как и вы, Многие люди вроде меня могут проголосовать за суверенитет государства, за остальной Армянский Арцах, за Сюник, и, на мой взгляд, с помощью простого математического расчета, голосуя таким образом, голоса оппозиционного блока умножатся и станут впечатляющими. Чтобы это утверждение не было расценено армянскими пиарщиками и политтехнологами как необоснованный вывод, открою секрет, чтобы доказать логику моего простого расчета. Например, Роберт Кочарян проиграл мой голос, который он, конечно, мог бы получить только в одном случае, если бы этот альянс был создан. Чтобы это утверждение не было расценено армянскими пиарщиками и политтехнологами как необоснованный вывод, открою секрет, чтобы доказать логику моего простого расчета. Например, Роберт Кочарян проиграл мой голос, который он, конечно, мог бы получить только в одном случае, если бы этот альянс был создан».
Но расчеты уже не важны… Сегодня важно следующее заявление: впервые на этом важном для Армении и Арцаха историческом этапе интересы Никола Пашиняна, Роберта Кочаряна и Сержа Саргсяна совпали.