Выступая в понедельник в парламенте, исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян фактически приписал себе и своей команде, что обе палаты Конгресса США и президент Джо Байден признали Геноцид армян. “Если бы мы этого не хотели, этого бы не произошло”, — сказал Пашинян, добавив, что бывшие власти просили руководителей США не признавать Геноцид. Честно говоря, я сомневаюсь, что и в течение этих трех лет, и раньше у нашего правительства были рычаги воздействия на руководство Соединенных Штатов, чтобы убедить их принять или не принять Геноцид. Если это было убедительно, пусть они убедят Соединенные Штаты или Россию не допустить нападения Азербайджана на Арцах.
Но, конечно, все это укладывается в рамки предвыборной кампании. “Хвалить себя родного” во время избирательной кампании – это нормально. Здесь есть более глубокий вопрос о враждебности. Правительство предлагает следующую формулу: да, мы враги, но с этой враждой нужно управлять.
Я “погуглил” фразу “управление враждебностью” на разных языках в Интернете и не нашел нормального объяснения. Это, вероятно, как всегда, “беспрецедентный” феномен в политической науке или, возможно, в теории менеджмента. Я думаю, дело в том, что между армянскими и турецкими этносами существует вражда, и это чувство или вытекающие из него действия должны каким-то образом контролироваться правительством Армении. Я также предполагаю, что команда Пашиняна не может контролировать враждебность турок и азербайджанцев по отношению к нам, и речь идет об управлении враждебностью армян. Вероятно, это правительство ограничено гражданами Армении, потому что непонятно, как наше правительство справится с враждебностью американских армян или ливанских армян.
Тогда возникает вопрос: какие проявления неприязни следует ограничивать и как? Цензура, свобода слова или ограничение свободы собраний? И последний вопрос — зачем управлять этой враждой, для каких государственных целей?
Лично я против любой вражды, в том числе с турками и азербайджанцами. Государства Турция и Азербайджан имеют цели и программы, диаметрально противоположные целям государства Армения и армян. Мы должны быть достаточно сильными, чтобы реализовывать наши планы. Всего то.
Вражду нельзя контролировать, ее можно спровоцировать. И в этом плане отдадим должное фаворитам этой избирательной кампании Пашиняну и Кочаряну, они большие мастера разжигания вражды во внутренней жизни.