Лента новостей
Новости дня

Москва проводит границу между Арменией и Азербайджаном

15 мая,2021 21:29

Почему Лавров поспешил в Ереван и Баку?

Решаются вопросы маршрутов и соединений в этом регионе, Москва уделяет этим вопросам особое внимание

Начало — ЗДЕСЬ

Если в Армению приедет министр иностранных дел России Сергей Лавров, то Азербайджан означает этап новых важных договоренностей в трехстороннем формате, иначе глава МИД России ограничится телефонными разговорами со своими армянскими и азербайджанскими коллегами.

Почему Лавров поспешил в Ереван и Баку? Судя по всему, некоторые предыдущие договоренности, возможно, устные договоренности, — это новый период для России, чтобы оценить и, в случае их невыполнения, оценить риски.

Таким образом, 5-6 мая Лавров находился в Ереване, а 10-11 мая — в Баку. Хотя Лавров затронул вопрос армянских военнопленных в Ереване, очевидно, что Москва не может добиться значительного прогресса в этом вопросе и трудно считать его важным вопросом в трехстороннем формате. Россия не сокращает своих усилий по возвращению всех задержанных в результате карабахской войны, заявил Лавров на пресс-конференции в Ереване после переговоров с Николом Пашиняном и Ара Айвазяном. Однако никакие слова осуждения в ответ на поведение Азербайджана не создают впечатления, что Москва также связывает проблему военнопленных с улучшением отношений между Арменией и Азербайджаном. “Важный вклад в нормализацию ситуации в регионе вносит трехсторонняя рабочая группа по разблокированию экономических связей и транспортных маршрутов в регионе, которую возглавляют вице-премьеры Армении, России и Азербайджана. Успех этой работы будет иметь решающее значение для нормализации общей ситуации в постконфликтный период и создания условий для начала творческого сотрудничества”, — сказал Лавров.

Москва сосредоточена на армяно-азербайджанской границе и очень торопится. Лавров отметил в Ереване, что сегодня решаются вопросы делимитации и демаркации армяно-азербайджанской границы, а официальный Ереван заявил, что юридическое оформление границы в настоящее время не ведется. Сейчас нет необходимости политизировать процесс, в настоящее время довольно сложно продвигаться вперед, потому что решаются вопросы маршрутов и соединений в этом регионе, решаются вопросы, вопросы линий соприкосновения, делимитации и демаркации границ. Это практические, понятные вещи, которые необходимо решить, чтобы регион мог дышать спокойно и мог жить мирной жизнью”, — сказал Лавров в Ереване.

Таким образом, послание Лаврова в Ереване было следующим: Россия полна решимости продолжить свою миротворческую миссию в Нагорном Карабахе, российские миротворцы также будут заниматься определением линии соприкосновения. “Трехстороннее соглашение гарантирует нашим миротворцам полномочия по обеспечению безопасности народа Нагорного Карабаха и эксплуатации Лачинского коридора. Наши миротворцы, конечно же, сделают все возможное, чтобы решить оставшиеся вопросы, связанные с определением четкой линии соприкосновения и заключением взаимовыгодных договоренностей по ее пересечению. Несомненно, размежевание и размежевание между Арменией и Азербайджаном станет возможным, когда все эти шаги будут реализованы”, — подчеркнул Лавров.

Иными словами, официальный Ереван говорит о возобновлении мирного процесса, достижении урегулирования конфликта, заявляет, что “конфликт вообще не урегулирован”, Лавров обращает внимание на сохранение армянского культурного наследия, обращает внимание Лаврова на продолжающуюся антиармянскую риторику Азербайджана в отношении так называемого “стратегического парка” в Баку, однако Лавров подчеркнул важность “совместных усилий для создания конструктивной атмосферы и диалога в регионе”.

Если, по мнению Еревана, нагорно-карабахский конфликт все еще требует урегулирования, почему мы участвуем в трехсторонних встречах? Вопрос от Алиева

Перед приездом Лаврова в Баку состоялся телефонный разговор Путина и Алиева. Президент России позвонил президенту Азербайджана. По словам Кремля, они “тепло поздравили друг друга с 76-й годовщиной победы во Второй мировой войне, подтвердили двустороннее намерение углублять всестороннее российско-азербайджанское сотрудничество и договорились о продолжении контактов на различных уровнях”.

А до приезда Лаврова в Баку Алиев счел необходимым подтвердить позицию Азербайджана, по сути, намекнув, что от него не ждут обсуждения вопросов, по которым у него нет места для компромиссов. Алиев дал интервью азербайджанскому государственному телеканалу, заявив, что “нет нагорно-карабахского конфликта, в Азербайджане нет территориальной единицы, названной в честь Нагорного Карабаха”. “Конфликт разрешен, и я считаю, что возвращаться к этому вопросу бесполезно. Во всяком случае, в послевоенной ситуации мы это показали”, — сказал Алиев. По его словам, “если кто-то думает, что нагорно-карабахский конфликт не урегулирован, это его собственная проблема”.

“Во-вторых, это очень опасный подход. Если этот конфликт не разрешен, то как следует разрешить этот конфликт? Означает ли это, что срок действия заявления, подписанного 10 ноября, истек? Вот как я это понимаю. Документ о фактическом урегулировании конфликта был подписан 10 ноября. Это не просто документ о прекращении огня, как пытаются донести некоторые люди. Пусть откроют глаза и увидят, сколько там точек. В документе о прекращении огня есть одна статья: прекращение огня и т. д. Здесь много моментов. Есть моменты, которые касаются многих вопросов, в том числе открытия коммуникаций. Если конфликт не разрешен, о каком общении можно говорить? Если конфликт не решен, то почему вице-премьер-министры Азербайджана, Армении и России встречаются и приходят к соглашению?” — добавил Алиев.

Вот ответ Алиева официальному Еревану: если вы считаете, что нагорно-карабахский конфликт еще не урегулирован, почему вы участвуете в переговорах о разблокировании трехстороннего сообщения …

“В Зангезуре будет построена железная дорога”, Баку обсуждает вопрос с Москвой, так как армянские железные дороги принадлежат России

Накануне визита Лаврова в Баку 10-11 мая в МИД России заявили, что особое внимание будет уделено визиту 9 ноября в 2020 году лидеров России, Азербайджана и Армении, многогранная реализация анонсов от 11 января, также подчеркнули, что одним из основных вопросов является разблокирование всех транспортных и экономических связей в регионе.

Во время встречи с Алиевым Лавров не говорил о необходимости политического урегулирования, но намекнул на проблему пленных: “Мы хотим помочь разрешить гуманитарные последствия войны, предотвратить злоупотребления военнопленными, историческим и религиозным наследием”.

В Баку Лавров также остановился на вопросе разблокировки транспортных коммуникаций. Он особо отметил, что трехсторонняя комиссия работает, тщательно изучает различные маршруты, и если вопрос будет решен с учетом интересов всех сторон, транспортный узел Южного Кавказа может сыграть серьезную роль не только в регионе, но и за пределами региона. В ходе встречи с Алиевым Лавров также рассказал о делимитации армяно-азербайджанской границы, отметив, что проблема сложная, но решаемая. Кстати, примечательно, что Лавров из Баку провел телефонный разговор с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу, они обсудили ситуацию вокруг Нагорного Карабаха, что свидетельствует о том, что Москва также учитывает интересы Турции.

Во время встречи с президентом Азербайджана в Баку, Лавров заверил: “Мы искренне заинтересованы в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией. Мы считаем, что совместная работа по сосредоточению внимания на экономических аспектах преодоления затяжного конфликта создаст для него оптимальную основу”. По его словам, люди должны почувствовать реальное улучшение ситуации во время карабахского конфликта: “Три заместителя премьер-министра, рабочая группа, созданная лидерами России, Азербайджана и Армении, регулярно встречаются для обсуждения практических аспектов достигнутой лидерами договоренности о разблокировании всех экономических и транспортных коммуникаций на Южном Кавказе. Это потенциально очень серьезный транспортный узел, который будет иметь значение за пределами региона”.

И хотя Лавров подчеркивал необходимость разблокировать коммуникации в Баку, Алиев уже подготовил почву для оправдания своего шага к переговорам с Россией тем, что “железная дорога будет построена в Зангезуре” и что Баку сначала обсуждал этот вопрос с Москвой, потому что “Армянские железные дороги принадлежат российской государственной компании”.

Таким образом, Алиев сделал визит Лаврова важной вехой в строительстве Зангезурского коридора. Президент Азербайджана заверяет, что “Зангезурский железнодорожный коридор будет открыт”, и ссылается на совместное заявление от 10 ноября. Об этом Алиев подробно рассказал в интервью государственному телевидению: “Строительство железной дороги Горадиз-Агбанд уже завершено, она будет проложена от азербайджанского Ордубада до участка границы с Арменией протяженностью 15-16 км”, — добавил он, добавив еще, что в будущем они планируют соединить Зангелан (который, по его словам, находится в районе Восточного Зангезура) с Западным Зангезуром, а затем соединить его с Нахичевань и Турцией через Ордубад.

В Баку прошли тяжелые переговоры, Алиев жестко ответил Лаврову

Президент Азербайджана заявил на встрече с главой МИД России, что вопрос военнопленных закрыт: “После прекращения боевых действий мы вернули всех военнопленных, которые попали к нам во время войны”. Он добавил, что за шесть месяцев после войны было обнаружено и передано армянской стороне около 1600 тел. Алиев также обвинил Армению в попытке отомстить и вернуть утраченные территории: “Это очень опасно, прежде всего для армянской стороны”, — подчеркнул он, важность поддержки со стороны России: “Мы ожидаем, что Россия, как друг, стратегический союзник, сосед, как страна, миротворцы которой в настоящее время находятся в Азербайджане, еще больше снизит напряженность и выработает более трезвый подход с армянской стороны”.

В то же время из слов Алиева можно сделать вывод, что трехсторонняя комиссия по открытию транспортных коммуникаций установила сроки. “Установлены четкие сроки, и мы постараемся уложиться в эти сроки, чтобы проект мог быть реализован в ближайшее время”, — сказал Алиев.

Примечательной была и следующая оценка Сергея Лаврова, что разблокировка коммуникаций в регионе осуществляется в сложных условиях с учетом интересов всех заинтересованных сторон, не только Армении и Азербайджана, но и России, Турции и Ирана.

Можно предположить, что переговоры Лаврова в Баку были непростыми. Уже после переговоров с его азербайджанским коллегой Джейхуном Байрамовым была распространена информация по другой теме. Лавров сообщил, что обсудил с Ереваном вопрос о возвращении тел погибших и пропавших без вести, а также карт минных полей: “Предварительные шаги предприняты, и мы ожидаем, что проблема будет решена в ближайшее время”.

Другими словами, можно сделать вывод, что официальный Баку не только сделал вопрос возвращения армянских военнопленных сложным вопросом коммуникационных блокад, но даже включил в эту повестку вопрос получения армянской стороной карт минных полей, и Лавров принял ответственность “решить” этот вопрос.

Небольшой эпизод, который в свою очередь может свидетельствовать о том, что переговоры Лаврова в Баку прошли в непростой атмосфере. На пресс-конференции с Байрамовым Лавров, который является, пожалуй, одним из самых сдержанных дипломатов, решил сделать замечания в отношении операторов, призвав их уважать министров иностранных дел, а затем обратился к операторам в заметно напряженном тоне: “Ребята, а мы вас не беспокоим?”.

Начало — ЗДЕСЬ

Эмма ГАБРИЕЛЯН

Газета «АРАВОТ»
13.05,2021г 

СМИ обязаны цитировать материалы Aravot.am с гиперссылкой на конкретный материал цитирования. Гиперссылка должна быть размещена в первом абзаце текста.

Комментарии (0)

Комментировать