Ситуация на армяно-азербайджанской линии соприкосновения в Сюникской и Гегаркуникской областях не урегулирована с 12 апреля: Азербайджанские солдаты, пришедшие на несколько километров вперед и вторгшиеся на территорию Республики Армения, не отступают, переговоры не дают результатов.
Согласно официальному заявлению, азербайджанская сторона вчера не принимала участия в очередных переговорах. Вчера также прошло заседание Совета министров иностранных дел ОДКБ, и снова, по состоянию на вчерашний день, согласно официальным источникам, никакого решения по Армении принято не было. Об этом вчера Миноборона РА заявило: “Если азербайджанцы не покинут территорию Республики Армения, проблема может быть решена силой”.
В беседе с “Аравот” политический обозреватель Армен Багдасарян говорит, что Азербайджан пользуется фактом фактической анархии в Армении, пытаясь закрепить победу в Арцахской войне, для следующей войны: “И с этой пограничной ситуацией он хочет ускориться, чтобы Армения как можно скорее пошла на все возможные уступки и не успела прийти в себя после этого поражения. Речь идет о Сюникском коридоре или дороге, о делимитации и демаркации границ. Азербайджан пытается устранить такое давление как можно скорее и на выгодных условиях соответствующими межгосударственными и международными документами, потому что до сегодняшнего дня у нас есть заявление, которое не является межгосударственным соглашением”.
Исполняющий обязанности премьер-министра Никол Пашинян заявил вчера на встрече в правительстве, что правительство Армении никогда не обсуждало вопрос коридора, не обсуждает и не будет его обсуждать. Более того, власти Армении заявляют, что перед началом процесса демаркации Азербайджан должен вывести свои войска с территории Республики Армения. Напомним, Россия предложила Армении демаркацию и границу с Азербайджаном, и Россия может выступить посредником в этом случае.
Читайте также
В ответ г-н Багдасарян говорит: “Я не верю никаким заявлениям нынешних властей. И я не исключаю, что в будущем окажется, что Никол Пашинян просто лгал, и на самом деле такие договоренности есть, я этого не исключаю. Я не знаю, как были согласованы размежевание и разграничение. Однако в Советском Азербайджане было несколько анклавов: два в Тавуше, один в Тигранакерте, бывший Кяркин и Арцвашен, который не находится под нашим контролем. Я не знаю, включены ли эти территории в демаркацию или нет. Я не исключаю, что они войдут, а нынешняя власть просто лжет”.
Что касается Сюникского коридора, г-н Багдасарян говорит, что да, Пашинян говорил, что это не коридор, это путь, но очень жаль, что Азербайджан соглашается по этому вопросу не с нами, а с Россией, с формальной причиной, как будто Мы делаем это, потому что железная дорога принадлежит России: “Понятно, но земля, на которой расположена и работает железная дорога, принадлежит Армении. То же самое и с армяно-азербайджанской границей, потому что, к сожалению, эта граница определяется Россией и Азербайджаном или ОДКБ и Азербайджаном, и никто не обращает внимания на Армению”.
Является ли ОДКБ надежной структурой для Армении? Политолог считает, что нет, Армения является членом ОДКБ и теоретически имеет там те же права, что и Россия, но другое дело, что многие, если не все, страны-члены организации имеют гораздо более тесные отношения с Азербайджаном и Турцией, чем с нами: “И даже если они попытаются выполнить какую-то посредническую миссию, это точно будет не в нашу пользу, это будет во вред. Но сегодня у Армении нет альтернативной структуры безопасности, и мы должны полагаться на эту организацию, на которую нельзя полагаться. В этом вся серьезность ситуации, потому что мы должны находиться в структуре, где к нам относятся очень плохо, но для которой нет альтернативы”.
Что касается реакции Франции, США и Канады на ситуацию, и особенно Франции, которая выразила готовность оказать военную помощь Армении в рамках мандата ООН, в случае необходимости, г-н Багдасарян скептически относится. Он не уверен, что поддержка Франции или Запада очень практична: “Я думаю, что их главная цель — любым способом оторвать Армению от влияния России, в конечном итоге вывести российские военные базы из Армении и так далее. У этого есть цена, и мы должны заплатить эту цену, потому что присутствие Запада здесь, нравится нам это или нет, — это Турция. Проще говоря, ни британские корабли, ни российские корабли не поднимутся в горы Армении”.
У политолога есть небольшая надежда, что после досрочных выборов ситуация улучшится, но если это правительство будет воспроизведено, Армен Багдасарян не видит выхода.
Тем более, что до выборов, по мнению аналитика, еще месяц, поэтому Азербайджан очень спешит: “Потому что Армения не была такой слабой и бессильной”.
Фактически Россия снова разделит наши границы. Армен Багдасарян говорит, что Россия заинтересована в своем военном присутствии здесь, и, к сожалению, когда Россия укрепляет свои позиции здесь, обычно это происходит за счет интересов Армении: “Россия не является нашим союзником в этом конкретном вопросе, она не даст нам того, чего мы ожидаем. Другое дело, что в некоторых моментах могло быть совпадение интересов, но для этого России нужны если не надежные, то хотя бы предсказуемые партнеры, надежные и предсказуемые органы власти, которых у нее нет. Поэтому к властям Армении всерьез не относятся ни Россия, ни Запад”.
Армен Багдасарян не исключает военных столкновений на линии соприкосновения: “Если принять во внимание заявления посольств США и Польши не посещать Сюникскую и Тавушскую области, то за день до 44-дневной войны они точно так заявляли своим гражданам, вероятность эскалации достаточно высока, и теперь мы должны быть более бдительным”.
Нелли БАБАЯН
Газета «Аравот»
20.05.2021 г.